Святой Кукша Одесский

Тропарь преподобному, глас 4
От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.
В 1995 году по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви старец Кукша был причислен к лику святых в чине преподобного. Память святому празднуется в день обретения мощей16 / 29 сентября по новому стилю, и 24 декабря 1964 года в день смерти великого угодника Божьего. .
Собор новомученников и исповедников Российских
“Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются блаженства в Царстве Божием, но такое обилие наполнения благодатию Божией, что она от них течет на всех, кто с ними общается. Святые испытывают великое блаженство лице зрея славу Божию. Будучи преисполнены любви к людям, происходящей от любви к Богу, праведники отзывчивы на людские нужды и на их моления, и охотно предстательствуют за молящихся пред Богом.
Старец Иона ученик преподобного Кукши Одесского
(1925-2012)

Преподобный Кукша (Косма Величко ) родился 12 /25 января по новому стилю 1875 года , в селе Гарбузинка Херсонского района Николаевской губернии в многодетной семье благочестивых родителей Кирилла и Харитины. В его предках были православные казаки- воины Его мать в молодости мечтала стать монахиней, но по родительскому настоянию вышла замуж. Харитина горячо молилась Богу, просила, чтобы кто-то из её детей сподобился подвизаться в иноческом чине. По милости Божией младший сын, Косьма, с детства всей душой устремился к Богу, он с малых лет полюбил молитву и уединение, в свободное время читал св. Евангелие. В1895 году отправился с паломниками в Святую землю, пробыл там пол года в Иерусалиме и на обратном пути посетил гору Афон. Здесь он пожелал подвизаться в монашестве, однако вернулся на родину, чтобы получить благословение родителей. Отец его не желал видеть сына монахом, он смотрел на монашество, как на дело несерьезное. На это была такая причина: один их односельчанин ушел в монастырь и, прожив там некоторое время и приняв монашество, стал вести страннический образ жизни. Приходил не раз и в свое село: кому дров поколет, кому обувь починит, зарабатывая на хлеб насущный. Но видя горячее желание сына стать монахом, все же переменил свою волю и в 1986 году получив благословение родителей- иконой Казанской Божией Матери, которую он бережно хранил всю жизнь, Косма отправился на Афон , где был принят в русский монастырь Святого Великомученика Пантелеймона.
В 1897 году Косма, по просьбе матери получив благословение настоятеля монастыря, совершил паломничество на Святую Землю. Там он встретился с матерью. В Иерусалиме, когда они с матерью и другими паломниками находились у Силоамской купели, Косму, близко стоявшего возле источника, кто-то нечаянно задел. Отрок упал в воду первым. Многие бесплодные женщины стремились войти в купель в числе первых, ведь по преданию: Господь даровал чадородие тому, кто первым успеет погрузиться в воду. После этого события паломники стали подшучивать над Космой, говоря, что у него будет много детей. Слова эти оказались пророческими – у старца Кукши впоследствии действительно было множество духовных чад.
В храме Воскресения Христова произошло ещё одно знаменательное событие: на Косму по промыслу Божиему была опрокинута средняя лампада. Все верующие хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем, люди окружили отрока и, собирали руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им.
Через пол года они возвращаются пароходом с мамой на Афон, там расстаются , а мама едет дальше в Одессу. По возвращении Косма был назначен на послушание гостинника в странноприимную гостиницу для паломников, которых должен был встречать, кормить, провожать. , в которой и подвизался 11 лет.
Через год после возвращения из Иерусалима на Афон Косме посчастливилось еще раз побывать на Святой Земле, он сподобился полтора года нести послушание у Гроба Господня. Косма взял с собой благословение мамы — икону Казанской Божией Матери, которая впоследствии полгода стояла на Гробе Господнем и была благодатной и чудотворной.
Вскоре послушник Косма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года − в монашество, и наречен Ксенофонтом. По промыслу Божию отроку предстояло 16 лет постигать основы монашеской жизни в монастыре Святого Великомученика Пантелеймона, под руководством духовного наставника старца Мелхиседека, который подвизался отшельником в горах. Впоследствии подвижник вспоминал: “До 12 ночи на послушании, а в 1-м часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться”.
Однажды, стоя на молитве, старец и его духовный сын услышали в ночной тишине приближение свадебного кортежа: топот конских копыт, игру на гармошке, веселое пение, хохот, свист…
– Отче, откуда здесь свадьба?
– Это гости едут, надо их встретить.
Старец взял крест, святую воду, четки и, выйдя из келии, окропил вокруг нее святой водой. Читая крещенский тропарь, он на все стороны осенил крестом – сразу сделалось тихо, как будто и не было никакого шума.
Под его мудрым окормлением монах Ксенофонт сподобился стяжать все добродетели иноческие и преуспел в духовном делании. Несмотря на то, что Ксенофонт был внешне малограмотным человеком, едва умел читать и писать, святое Евангелие и Псалтирь он знал наизусть, службу церковную совершал на память, никогда не ошибаясь.
В 1913 году греческие власти, потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта. Накануне отъезда о. Ксенофонт побежал к своему духовному отцу:
– Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!
– Нет, чадо, – возразил старец, – так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей. – Затем вывел его из келии и спросил: – Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?
– Хочу, отче.
– Тогда смотри. – Старец перекрестил темное ночное небо, и оно стало светлым, перекрестил еще раз – оно как береста свернулось, и о. Ксенофонт увидел Господа во всей славе и в окружении сонма ангелов и всех святых, он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал: “Отче, мне страшно!” Через некоторое мгновение старец произнес:
– Вставай, не бойся. Отец Кукша поднялся с земли – небо было обычным, на нем по-прежнему мерцали звезды. Полученное перед отъездом с Афона Божественное утешение в тяжелые годы поддерживало о. Ксенофонта. Он направился в Россию с другими восемью сотнями монахов, и многих из них, в том числе и его, приняли в братию Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, но киевляне долгое время не доверяли афонитам, опасаясь ересей. Иногда даже говорили: «Вон афонские воры пошли, надо следить, чтоб они не покрали деньги из кружек!» Как пишется в житии преподобного Кукши: «…Постепенно истина выяснилась, и на афонцев стали смотреть как на “изгнанных правды радиˮ».
Когда разразилась Первая мировая война, в 1914 году, отец Кукша служил санитаром в передвижном госпитале-поезде Киев–Львов, где обслуживал тяжело раненых солдат. Некоторые из них были без рук и ног, их приходилось переносить на себе. Иногда они били его по плечам кулаками, оскорбляли, пугали, а он с материнской любовью переносил их болезни как собственные. Вернувшись в Лавру, нес послушание в Дальних Пещерах; заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переоблачал святые мощи…
Из воспоминаний старца Кукши: “Мне очень хотелось принять схиму, но по молодости лет (40 с небольшим) мне отказывали в моем желании. И вот однажды ночью я переоблачал мощи в Дальних Пещерах. Дойдя до святых мощей схимника Силуана, я переодел их, взял на свои руки и, стоя на коленях перед его ракой, стал усердно ему молиться, чтобы угодник Божий помог мне сподобиться пострижения в схиму”. И так, стоя на коленях и держа на руках святые мощи, он под утро заснул.
Мечта о. Ксенофонта сбылась через несколько лет: 8 апреля 1931 года смертельно больной подвижник был пострижен в схиму. При постриге получил имя Кукша, в честь священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига о. Кукша стал быстро поправляться и вскоре выздоровел.
3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц- в сан иеромонаха. После закрытия Киево-Печерской лавры иеромонах Кукша служил до 1938 года в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке. Надо было иметь великое мужество, чтобы служить священником в то время. В 1938 году подвижник был осуждён, отбывал пятилетний срок в лагерях г. Вильма Молотовской области, затем три года провёл в ссылке. В лагерях осуждённые были вынуждены работать по 14 часов в сутки, получая очень скудную пищу “выполнять норму” на изнурительных лесоповалочных работах. Шестидесятилетний иеромонах терпеливо и благодушно переносил лагерную жизнь, старался духовно поддерживать окружающих его людей.
Старец вспоминал: “Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, – ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: “Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога”. Вдруг слышу над головой: “Кар-р-р!”,– и к ногам упал пирог, – это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод”.
Однажды киевский епископ Антоний страха ради смертного прислал отцу Кукше в торбочке с сухарями сто частиц сухих Даров, чтобы он ими причащался. Но иеромонах не мог себе позволить причащаться одному. Ведь рядом с ним были десятки верующих – монахов и священников, которые также жаждали причастия. Священники в строжайшей тайне оповестили своих о том, чтобы они в назначенный день пришли в определенное место. Пастыри сделали из полотенец епитрахили, карандашом нарисовали кресты, прочитали молитвы, благословили, надели их на себя и присели под кустами. К ним быстро подбегали причастники, исповедовались, потом отсылались к кустику, где лежали Святые Дары. Так в одно утро по дороге на работу причастились сразу 100 человек. Для многих это было последнее причастие в жизни…Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца иеромонаха Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в город Кунгур. Жил на колокольне церкви , без права служить. Взяв благословение у епископа в г. Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе.
После освобождения 1947 году, отец Кукша, чудом выживший, в буквальном смысле не имел, где главу приклонить. Бывали случаи, когда он ночевал на скамейках в парке.
В 1948 году преподобный снова оказался в Киево-Печерской Лавре. Здесь начался подвиг служения страждущим – старчество. Старец Кукша укрепляет маловерных, ободряет ропщущих, смягчает ожесточенных, по его молитве верующие получают духовное и физическое исцеление. Как за полвека до этого в Иерусалиме паломники окружили Косму и старались с его головы и одежды взять чудесно излившийся из лампады елей, чтобы помазаться им, так теперь к старцу Кукше в монастырь шла нескончаемая вереница людей, ждущих Божией помощи и благодати.
Сохранились многочисленные свидетельства о чудесах исцеления по молитве старца Кукши, приведём лишь некоторые из этих свидетельств:
Тяжело больная А., которой должны были удалить, появившуюся на лбу злокачественную опухоль, перед операцией приехала к старцу. Отец Кукша долго исповедал больную, потом причастил, дал ей металлический крестик, который велел все время прижимать к опухоли. Больная пробыла в монастыре 4 дня, по благословению старца ежедневно причащалась, крестик с благоговением прижимала ко лбу. Вернувшись домой, обнаружила, что половина опухоли исчезла, на ее месте осталась белая пустая кожа, а через две недели пропала и вторая половина опухоли, лоб побелел, очистился, не осталось и следов от рака.
Одну из своих духовных чад старец исцелил от душевной болезни, мучившей ее в течение месяца, – заочно, прочитав ее письмо с просьбой помолиться о ней. После получения старцем ее письма она стала совершенно здорова.
Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и духовным советом. Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием принимал их. Говорил: “Я сам − грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешные”.
Но власти не могли стерпеть того, что к нему бесконечными потоками шли люди. И его перевели из столицы в Почаевскую Лавру. В Почаеве старец нес послушание киотного у чудотворной иконы, когда к ней прикладывались монахи и богомольцы. Кроме этого, о. Кукша должен был исповедовать людей. Свои обязанности он исполнял с отеческой заботой обо всех приходящих, любовно обличая их пороки, предостерегал от духовных падений и предстоящих бед.
Однажды один генерал, переодевшись в штатскую одежду, приехал в Почаевскую лавру и смотрел с любопытством, как ст. Кукша исповедует. Старец подозвал его к себе и беседовал с ним некоторое время. Отошел от старца генерал очень бледный, крайне взволнованный и потрясенный, спрашивая: “Что это за человек? Откуда он все знает? Он обличил всю мою жизнь!”
По свидетельству духовных чад, старец Кукша однажды назвал одного мужчину, у которого была супруга и двое детей, иеромонахом. Впоследствии, после смерти жены, мужчина посвятил свою жизнь служению Господу, через несколько лет был рукоположен в сан иеродиакона, а затем – в сан иеромонаха.
Одна женщина просила старца Кукшу благословить её дочь М. выйти замуж, прозорливец ответил: “Никогда М. замуж не выйдет!” Женщина пыталась объяснить, что у молодых уже все готово к свадьбе, осталось только сшить платье, и после Пасхи они будут венчаться, но старец уверенно повторил: “М. никогда замуж не выйдет”. За неделю до свадьбы у М. вдруг начались эпилептические припадки (чего раньше с ней не наблюдалось), и испуганный жених немедленно уехал домой. Через несколько лет М. приняла монашество с именем Галина, а ее мать – с именем Василиса.
Другая благочестивая девица просила батюшку благословить ее на монашество, но старец благословил ее на замужество. Велел ей ехать домой, сказав, что там ее ждет семинарист. Предсказание старца сбылось, девушка вскоре вышла замуж за семинариста. Духовная дочь старца вырастила семерых детей, и воспитала их в любви к Богу.
Одна духовная дочь старца поведала, что ей очень хотелось узнать, как чувствует себя старец Кукша во время Божественной литургии:
“Однажды, войдя в Пещерный храм, когда о. Кукша служил в нем Божественную литургию, я сразу почувствовала сильную близость души к Богу, как будто вокруг никого не было, а только Бог и я. Каждый возглас о. Кукши возносил мою душу “горе”, и преисполнял ее такой благодатью, как будто я стояла на небе перед лицом Самого Бога. На душе было по-детски чисто, необыкновенно светло, легко и радостно. Ни одна посторонняя мысль не беспокоила меня и не отвлекала от Бога. В таком состоянии я находилась до конца литургии. После литургии все ждали, когда о. Кукша выйдет из алтаря, чтобы взять у него благословение. Подошла и я к своему духовному отцу. Он благословил меня и, крепко взяв обе мои руки, повел за собой, внимательно с улыбкой вглядываясь в мои глаза, вернее, через глаза в душу, как бы стараясь рассмотреть, в каком она состоянии после такой чистой молитвы. Я поняла, что батюшка дал мне возможность пережить такое же святое блаженство, в каком он сам всегда пребывал во время Божественной литургии”.
Из воспоминаний духовной дочери старца Кукши:
– Иногда он благословлял, положив обе ладони своих рук крестообразно на мою голову, читая про себя молитву, и я преисполнялась необыкновенной радости и безграничной любви к Богу… В таком состоянии я пребывала дня по три.
Старец советовал всем к святой Чаше не подходить с деньгами, чтобы “не уподобиться Иуде”, и священникам запрещал с деньгами в кармане стоять у престола и совершать Божественную литургию.
Люди в храме сотнями стояли в очереди к нему. Многих принимал он и в своей кельи, не жалея себя и почти без отдыха проводя целые дни, несмотря на преклонный возраст и старческие болезни. Он, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келью, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: “Собирайся, отец, домой” (то есть умирать), и ушел. Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здравия дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять посетил больного, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: “Вымолили чада духовные!”
Все в монастыре любили и уважали старца, только один благочинный архимандрит Филипп был к нему «неравнодушен», преследовал на каждом шагу, следил за ним, видимо имея такое задание от светской власти, притеснял и постоянно унижал его, подселил к нему в тесную маленькую келью «послушника», который фактически был «подслушником» и соглядатаем и обо всем должен был доносить благочинному Филиппу. Старец не имел привычки ни на кого жаловаться, предпочитал молчать и покрывал любовью грех брата, терпя клевету и скорби, как истинный монах.
Филип создавал ему невыносимые условия. Запрещал выходить из кельи, даже повесил на ее двери замок, который сам отпирал и запирал, превратив жизнь отца Кукши в подобие заключения. Однажды он толкнул старца кулаком в грудь с такой силой, что тот полетел с лестничных ступенек вниз.
Позже 1960 он был вновь переведен в Свято-Успенский Одесский монастырь, под заступничество Божией Матери. Здесь после монашеского пострига святой становится восприемником Владимира (Сабодана), будущего Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.
Здесь ему предстояло провести последние четыре года своей подвижнической жизни. В Свято-Успенском монастыре старца Кукшу с любовью встретили насельники обители. Ему определено было послушание исповедовать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии.
Старец вставал рано утром, читал свое молитвенное правило, старался причащаться каждый день, он особенно любил раннюю литургию. Ежедневно идя в храм, старец под одежду надевал свою афонскую власяницу из белого конского волоса, который больно колол все тело.
Келья старца в монастырском корпусе примыкала прямо к Свято-Никольской церкви. С ним поселяли келейников, но старец, несмотря на немощи своего преклонного возраста, не пользовался посторонней помощью и говорил: “Мы сами себе послушники до самой смерти”.
Однажды он с радостным лицом сказал своей духовной дочери: “Матерь Божия хочет взять меня к Себе”.
В последний год жизни о. Кукши Патриарх Алексий I благословил его на самолете прилететь в Москву и приехать в Троице-Сергееву Лавру на праздник обретения мощей св. Сергия Радонежского. Отец Кукша в 90-летнем возрасте за послушание отправился впервые по воздуху в Москву. В Троице-Сергиевой Лавре было очень много народа и иностранных гостей, вся территория Лавры была заполнена людьми. Когда о. Кукша вышел из храма, люди подняли его на свои плечи и не отпускали долгое время, а он благословлял народ на все четыре стороны и смиренно просил отпустить его. Иностранные гости и все, кто впервые видели такое зрелище, спрашивали, кто этот старец, которого так любит народ?
Осенью 1964 года келейник Николай в приступе злобы выгнал старца в первом часу ночи на улицу раздетым. В темноте святой хотел пройти к коровнику, но упал в яму и повредил ногу.
Пролежав в таком состоянии в холодной яме до утра, он простудился и заболел воспалением легких. Он никогда не принимал лекарств, называя “врачебницей” святую церковь. Даже страдая в предсмертной болезни, он также отказался от всякой врачебной помощи, лишь просил причащать его каждый день святых Христовых Тайн.
Блаженный подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминает:
– Батюшка иногда говорил: “90 лет – Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают”… Скончался, когда ему было около 90 лет.
Боясь стечения народа на похоронах, власти потребовали отвезти тело почившего на родину. Наместник обители ответил, что родиной монаха является монастырь. Тогда братии отвели два часа на погребение старца.
Cтарец Кукша говорил, чтобы после его кончины верующие приходили на могилку, рассказывали о печалях и нуждах. Всякий, приходящий с верою к месту его земного упокоения, всегда получал утешение, вразумление, облегчение и исцеление от болезни по его богоугодным молитвам и предстательству.
Рассказ Ксении Кибальчик: “Это были 50-е годы, когда преп. Кукша жил в Почаевской Лавре. Пришла ко мне странница Нимфодора, просила дать ей посильную работу и за это её кормить. Вот что она рассказала о себе:
Попала она на исповедь к отцу Кукше, рассказала о себе, что была в монастыре, в коммуне, и замужем, и 40 лет не причащалась…”. После исповеди она стала с искренним покаянием и горькими слезами оплакивать свою жизнь. Позже увидев толпу людей, окруживших о. Кукшу и желающих получить благословение, сознавая себя недостойной приблизиться к нему, шла позади всех. Вдруг он оборачивается, смотрит на неё и говорит ей: “Простил Господь, всё простил”.
Пока о. Кукша находился в Почаеве, Нимфодора каждый раз исповедовалась только у него и, по его благословению, часто причащалась. Но в апреле 1957 года его вдруг перевели в дальний монастырь Св. Апостола Иоанна Богослова, и тогда к нему попасть на исповедь стало сложно. Нимфодора стала обращаться к иеромонаху, который обычно дежурил в Успенском соборе, но он Нимфодору к себе на исповедь не допускал, она каждый раз приходила без денег. И вот что однажды с ней произошло: подготовившись к Святому Причастию, она подошла исповедоваться к тому же иеромонаху, и снова получила отказ… Тут уже Литургия подходила к концу. Пропели “Отче Наш…”. Причастники приблизились к царским Вратам, а Нимфодора стоит и неутешно плачет о своём не достоинстве, в полной уверенности, что Сам Господь не допускает её к Святой Чаше. Взгляд её устремился к Почаевской иконе Божией Матери, находящейся перед ней…Вдруг видит сквозь слёзы, что от иконы как бы отделяется Чаша и медленно плывёт по воздуху прямо к ней. Приблизившись к её устам, эта полная Чаша на секунду останавливается, и Нимфодора отпивает из Чаши глоточек, и тут же Чаша начинает подниматься по воздуху к той же иконе, но, не достигая её, расплывается в воздухе и становиться невидима. Сознавая своё не достоинство, Нимфодора боится и на мгновение поверить тому, какое дивное чудо милости Божией было ей послано.
Вскоре после этого события какие-то добрые люди пригласили Нимфодору съездить с ними к отцу Кукше, обещая взять на себя все дорожные расходы. Вот они приехали к нему. Вошли в его келью… Он, стараясь всех обласкать, каждому уделить внимание, всё время от времени поглядывает на Нимфодору и с улыбкой говорит ей: “Ты, Причастница!”. Она пробует возражать… На её возражение он строго отвечает:
– Молчи, я видел!!! Тут уже она и поверила истинности чуда”. Когда старец был в Иоанно-Богословском монастыре, он послал свою духовную дочь В. посмотреть место, где можно построить большой корпус для множества монахов. Она пошла и по молитвам старца нашла хорошее место на горе, прямо над монастырем. Вернувшейся В. старец сказал, что там будет большой монашеский корпус, и что он должен приготовить место. Предсказание его начало сбываться спустя 30 лет: после открытия и возвращения монастыря новое поколение монахов, не знавшее старца и его предсказание, начало строительство храма и монашеского корпуса на том самом месте, о котором шла речь.
Отец Кукша очень не любил тщеславие, всегда старался оградить или исправить от него своих духовных чад, да и всех вообще. Он учил, чтобы ничего не делали напоказ, запрещал открыто в руках держать четки, советовал с правой стороны верхней одежды изнутри пришить к поле карман и в нем держать четки, чтобы левой рукой их перебирать, читая Иисусову молитву, в пути, в храме, в автобусе, в поезде и т. д. Одеваться велел, ничем не отличаясь от всех людей.
Он всегда учил и напоминал идти средним «царским» путем: особенно не замаливаться и не поститься без меры, никому не давал строгих постов, говорил: «Придет время — поел бы, да не дадут! Поел благодари Бога. Поспал — благодари Бога. За все, за все благодари Бога!». Сам он ел с большим воздержанием.
По принятии Святого Причастия в воскресенье и праздничные дни, после обеда о. Кукша отправлял всех нас отдыхать, он говорил: «Лучше — спать, чем языком болтать после причащения».
Отец Кукша благословлял класть жребий: «Когда не знаешь, как в жизни поступить, положи жребий: напиши две записочки («сделать так-то» и «не делать так-то»), скатай каждую в трубочку, положи под икону и прочитай акафист Матери Божией, а потом вынимай, не глядя, любую записку. Что в ней написано, то и выполняй. Но смотри, если положишь, да не выполнишь (!..)», — и о. Кукша строго погрозил пальцем.
Святой преподобный Феодосий Пермский.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Минеральных Водах
Святой чудотворец преподобный Феодосий Пермский и Кавказский..
Из жития преподобного (1841-1948)

*
Преподобный Феодосий (в миру Федор Федорович Кашин) родился 3 мая 1841 года в Пермской губернии, в бедной и многодетной крестьянской семье. Младенец, в крещении Федор, сподобился благодатных дарований еще от чрева материнского. Родители его, Федор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане приучающие детей жить благочестиво. Всей семьей они посещали богослужения в храме, совершали утреннее и вечернее правило, никогда не садились за стол и не выходили за порог без молитвы. С молитвы начинали они всякое дело и во всем полагались на волю Божию.
При рождении Федора повивальная бабка приняла его «в рубашке». «Будет великим священником — родился в монашеской камилавке», — сказала она родителям. Слова оказались пророческими.
Ребенок рос и развивался необычайно быстро, так что в совсем еще малом возрасте, едва научившись ходить и говорить, он всей своей чистой детской душой возлюбил своего Создателя и, будучи младенец летами, разумом далеко превосходил своих сверстников. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений. Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. В лесу был большой камень, к которому приходил маленький Федор, влезал на него и долго, по-детски горячо, молился, подражая великим святым. Однажды во время молитвы ему был голос: «Камень, на котором ты молишься, раев». Так он и назвал его — «Раев камень».
После трехлетнего возраста случилось ему выйти на берег реки; там он увидел баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Вошел и Федор вместе с ними на палубу; никто не обратил на него внимания. Как взрослый, никому не докучая, он молча сидел, углубившись в себя. Только через два дня, когда баржа была далеко от дома, на него обратили внимание и стали спрашивать о родителях. Он ответил, что их у него нет. Тогда мальчика спросили:- Куда же ты едешь?– На Афон, в святую обитель, – ответил он. Все были удивлены его ответом. Среди пассажиров были паломники, направлявшиеся в святые места, а поскольку мальчик был тихим и смиренным, никто не мог его оттолкнуть; так он вместе с паломниками и приехал на Афон, как сирота. Когда паломники подошли к воротам монастыря «Положения Пояса Богородицы», мальчик упал в ноги привратнику и попросил позвать игумена. Привратник доложил: — Какой-то маленький чудесный ребенок просит вызвать игумена. Игумен удивился и подошел к воротам: там стояло несколько мужчин и с ними мальчик, который поклонился ему и сказал:- Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду вам все делать. Игумен обратился к мужчинам с вопросом об этом мальчике и те рассказали о том , что им было известно. Игумен еще больше удивился и, увидев промысл Божий, принял Федора в обитель. Так мальчик рос, обучался грамоте, находясь на послушании. Жизнь в монастыре была суровой, но Федор переносил все невзгоды с любовью и смирением.
Когда ему исполнилось 14 лет, Афон посетил один русский генерал. Он привез свою больную жену, одержимую нечистым духом, для получения исцеления, так как больной было во сне сказано, что на Афоне она его получит. Вход в Афон женщинам воспрещается, и она оставалась на пароходе. Генерал отправился в обитель к игумену, рассказал ему свою историю и просил помощи, сказав, что во сне жена видела молодого монаха, который должен исцелить ее. Игумен велел всей братии, кроме Федора, отправиться на пароход. Но среди них женщина не нашла того, кто был показан ей в видении: она объяснила, что видела совсем юного монаха. Тогда игумен велел позвать Федора. Когда тот явился, женщина увидела его и закричала бычьим голосом: — Вот этот меня изгонит! Все были очень удивлены, так как считали Федора последним между братии. Игумен спросил его: — Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва? -Золотенькой Божией Мамочке! Игумен велел Федору взять икону Божией Матери, полить на нее водой и принести болящей эту воду:- Отче, дай мне подержать пост три дня, – попросил Федор. Игумен благословил на трехдневный пост, а по прошествии его Федор взял икону Казанской Божией Матери, полил ее водой, горячо помолился и с игуменом принес эту воду на пароход больной женщине. Как только она увидела их, идущих к пароходу с водой, стала громко кричать:- Куда ты меня гонишь?! Отслужили молебен над больной, покропили ее водой, напоили, и она исцелилась. Генерал в благодарность за исцеление жены дал Федору большую сумму денег, но он их не взял, а сказал: — Отдайте это игумену, на святую обитель, а я недостоин такой награды, ибо сам Целитель душ и телес наших через свою Пречистую Матерь помог больной избавиться от ее недуга, их и благодарите. Это было первое чудо, сотворенное будущим старцем.
Благочестие и добродетели Федора стали предметом зависти и ревности монастырской братии, но он смиренно терпел все унижения. Во время испытаний Господь чудесно помогал ему. Однажды два инока, искушаемые диаволом, сбросили Федора в глубокую яму, имевшую сток в открытое море. Юноша воззвал к Божией Материи и Архистратигу Михаилу, которые и спасли его от неминуемой гибели.
В 1859 году, восемнадцати лет от роду, Федор должен был принимать постриг, и игумену было открыто, что у него есть родители, поэтому юноше нужно было взять у них благословение. Игумен позвал Федора, сказал ему то, что было открыто в видении и, благословив, отпустил к родителям. И отправился Федор в далекую Пермь на поиски своих родителей. Отыскав место, где, по видению игумена, должны проживать его родители, расспросив местных жителей, он подошел к своему родному дому и с благоговейным трепетом и волнением в груди как странник попросился на ночлег. Встретила его мать и на просьбу о ночлеге впустила в дом. Сама присела на лавочку у окна, где всегда пряла пряжу, и стала расспрашивать, откуда он и по каким делам. Справившись с волнением, Федор коротко рассказал о себе и в свою очередь стал расспрашивать у нее об их жизни. Мать всех называла, обо всех рассказывала и потом со слезами стала рассказывать, как пропал в лесу у них малолетний ребенок и что она в печали и не знает, как его поминать. Прошло много лет, а сердце материнское не хочет успокоиться и горю нет конца. Федор с участием расспрашивал о мальчике, спросил, какие приметы у него были. Мать сказала, что за правым ушком у него была большая родинка. Тогда Федор, не выдержав нахлынувшего волнения, рукой отбросил прядь волос с правой стороны и показал за правым ухом большую родинку. Мать, увидев родинку и вглядевшись в его лицо, со слезами радости и волнения припала к груди найденного сына! Родители благословили Федора иконой Казанской Божией Матери, и он, радостный и счастливый, с благословением родителей отбыл на Афон в свою обитель. По прибытии он принял постриг в инока с именем Феодосий. Спустя непродолжительное время его рукоположили в иеродиакона, а затем – в иеромонаха. Через некоторое время молодой монах отправился в Константинополь. Еще через пять лет он прибыл в Иерусалим, чтобы там помогать тысячам русских паломников. Служил на Святой Земле у Гроба Господня. Около пяти лет Феодосий нес послушание на подворье русского странноприимного дома, принимая нищих, больных и всех, кто нуждался в его помощи и наставлениях. В конце XIX столетия отец Феодосий возвратился на Афон. По благословению игумена Иоанникия двенадцатого декабря 1897 года был рукоположен в священнический сан, о чем свидетельствует удостоверение, выданное иеромонаху Феодосию 14 декабря 1897 года за подписью митрополита Нила. Иеромонах Феодосий прослужил в послушании у игумена Иоанникия до 1901 года. После его смерти по преемственному праву стал настоятелем обители. Но он тяготился своими новыми обязанностями. В 1907 году, по усиленной просьбе, он освободился от должности настоятеля и снова удалился в Иерусалим, где принял схиму. По Промыслу Божию, в Иерусалим из России приехал отставной генерал. Встретившись с отцом Феодосием, генерал настоятельно просил его переехать на Родину.
В 1908 году, после некоторых хлопот, поклонившись Святой Земле, отец Феодосий отправился в Россию. Подвижник разговаривал только в случае крайней необходимости, вдохновенно молился, пребывал в смирении, с уст его не сходила Иисусова молитва, ум и сердце были отданы сладчайшему Имени. С необыкновенной теплотой слезно молился он Пресвятой Богородице, и Она на всю жизнь стала его Усердной Заступницей и Помощницей. Это был год скорбный для нашего Отечества: отошел ко Господу один из величайших русских святых — Праведный Иоанн Кронштадтский. Несомненно, Промысел Божий привел отца Феодосия в Россию именно тогда, когда она лишилась земной молитвы великого подвижника и заступника, провидца, столь точно предсказавшего русскому народу все его скорые неисчислимые бедствия.
Всего год прожил он в имении генерала в Платинировке, а затем поселился в 27 километрах от города Крымска неподалёку от поселка Темные Буки (хутор Горный). Здесь он построил церковь. Было это так. Семь дней и ночей, не принимая пищи, батюшка молился, подобно Серафиму Саровскому, стоя на большом камне, и увидел Пресвятую Богородицу, указующую ему на небольшую полянку, где, едва Пречистая исчезла, вспыхнули голубые цветы барвинка. Всем миром строили храм — отцу Феодосию помогали крестьяне из окрестных селений. Молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно: к нему стали приходить за благословением и советом. Несколько раз он молча проходил мимо стоящих паломников. Потом начинал говорить, по очереди отвечая каждому на невысказанный вопрос: Будешь, будешь в монастыре! Или: Благословляю повенчаться! Или: — О женитьбе думаешь? Забудь. Один живешь, один и помрешь… Ежедневно он принимал до пятисот человек. Одних он обличал, других исцелял от болезней, направляя всех на путь спасения. И повторился его молитвами еще один подвиг Серафима Саровского — возле его пустыньки забил из-под земли целебный источник, который помогал даже безнадежно больным. О том сохранились и свидетельства врачей. Первое время при советской власти его пустынька жила спокойно. Беспризорные дети, одинокие старики, которые находили здесь приют, были не в тягость: паломники всегда приезжали с продуктами. Здесь он основал пустыньку, где вместе с ним стали жить несколько монахинь из ближайшего монастыря, а также две девочки-подростка, приведенные к нему Божиим Промыслом, — Анна и Любовь, которые тридцать лет находились рядом с отцом Феодосием и после праведной кончины старца составили рукопись о его удивительном житии. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом, так как он обладал даром духовного прозрения. Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направляя на путь спасения. Он заранее знал, кто и с какой просьбой к нему обратится, предвидел будущую жизнь и смерть своих собеседников. Здесь, в пустыньке, по молитвам отца Феодосия забил источник ключевой воды, имеющей свойство исцелять страждущих. Отец Феодосий сподобился при жизни посещения Божией Матери. Посетили его и пророки Божии Илия и Енох, явленные во славе. Пророк Божий Илия вместе с Иаковом, братом Господним по плоти, приходили к старцу под видом обыкновенных странников и беседовали с ним в его кельи три дня.
В 1925 году, освящая на Крещение воду, старец Феодосий вдруг грустно сказал, глядя на неё: Столько здесь рыбок, а останутся только четыре…
За две недели до Пасхи, старец благословил своих духовных детей печь куличи и красить яйца и сказал: Будете разговляться, а меня с вами не будет. В этот миг постучали. За порогом стояли трое в форме: — Собирайся отец в гости. Я вас давно дожидаюсь, — поклонился старец. Власти, напуганные огромной популярностью старца, решили изолировать его. Отец Феодосий был арестован и увезен в Новороссийск. Он находился под следствием до января 1929 года, после чего, будучи приговорен к трем годам концлагерей, был отправлен в ссылку на шесть лет – сначала на Соловки, потом в Казахстан. Когда старца арестовали, его духовные дети, которые только теперь поняли его слова на Крещение, разошлись кто куда, а в пустыньке остались только четыре женщины.
Туда за батюшкой поехала послушница Любовь и прислуживала ему до конца срока.
В 1931 году в Минводах появился странный старик. Ему уже было за девяносто лет, а он ходил круглый год босиком, в цветной крестьянской рубахе и с деревянным иерейским крестом на груди. Под насмешливые взгляды прохожих играл с детьми, откликаясь на прозвище дедушка Кузюка. По слухам, старик этот вернулся из тюрьмы. Почти все считали его сумасшедшим. Но мало кто знал, что под обличьем юродивого скрывался знаменитый старец иеросхимонах Феодосий (Кашин), один из деятелей Союза русского народа, бывший настоятель монастыря Положения пояса Богоматери на Афоне, ученый монах, свободно говоривший на четырнадцати языках. Дети любили доброго старичка, у которого всегда были припрятаны для них леденцы. Он шутил и балагурил, рассказывал им загадочные притчи, часто говорил с самим собою. На милостыню, которую ему подавали, юродивый покупал не только конфеты ребятишкам. Он кормил хлебом птиц, строго приговаривая: — Пойте, только Бога знайте! Мог и кошкам насыпать крошек: — Ешьте, только с молитвой! Глядя на это, окружающие только качали головой: — Совсем из ума выжил старик… А старец Феодосий, принявший подвиг юродства, между тем проповедовал, назидал, необычными речами приоткрывал завесу будущего, творил чудеса. Он ведь понимал, что теперь, в самое черное, богоборческое время, ему уж не дадут нигде построить храм. Через несколько дворов от старца жила женщина. Она несколько лет отбывала тюремное наказание, а ее дочь была в приюте. Возвратившись из заключения, она забрала дочь, но жить было нечем. Через несколько дворов на квартире стояли военные. И вот женщина замыслила свести туда свою юную дочь, чтобы та блудом добывала себе пропитание. Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца и увидела, что дедушка Кузюка что-то бросил ей в дверь — какой-то узелок. Она подошла, взяла узелок, а там много денег. Женщина подумала, что старик выжил из ума, спутал свой двор с ее двором и по ошибке бросил деньги, как бы спрятал их. Утром она пошла к нему с этим узелком и говорит:- Дедушка, вы вчера по ошибке принесли мне узелок с деньгами, вот возьмите — Когда диавол вложит в ум нехорошие мысли, то Господь говорит моему дяденьке (так он всегда говорил о себе) и посылает в тот дом отвратить зло и погибель души, – ответил ей старец. Женщина не поняла, что он это о себе, и говорит ему: — А я никакого дяденьку не видела, а вас, дедушка, видела, как вы в мои сенцы бросили этот узелок.- Бери эти деньги, Господь послал тебе помощь, чтобы ты дочь не ввергла в зло. Поняла тогда женщина, что ведомы ему ее мысли, упала на колени и со слезами благодарила Бога и Его милосердие. Он же поднял ее и сказал: Благодари Господа и Его Пречистую Мамочку за Их бесконечное милосердие к нам, грешным, молись Богу и расти свою дочь в благочестии. Дочь этой женщины действительно выросла благочестивой и смиренной, вышла замуж за хорошего человека, родились у них трое детей, которых она воспитала честными, добропорядочными людьми. Одному Господу ведомо, откуда старец взял такую большую сумму денег, ведь юродствовал, сам жил бедно, ничего не имел, иногда за целый день не было у него куска хлеба, а тут вдруг такое богатство, и ведь себе не оставил ни единой бумажки. Те, кто нашел в себе силы не отступиться от Православия, знали, что ночами в домике своем, перед святыми иконами, старец часами молился о спасении Отечества и народа русского, так же, как прежде, принимал страждущих, исповедовал, причащал. В доме старца одна комната была жилая. В другой – помещалась домашняя церковь, где дедушка Кузюка превращался в строгого старца. Своим духовным детям старец не налагал епитимий. Он объяснял, как различаются по своей тяжести грехи. — Есть грех по естеству, а есть через естество, — говорил он. — По естеству — это как бы по случайности, если кого осудил, обидел. Вечером почитай «Отче наш», «Богородицу», «Верую», и Господь простит. А через естество — это воровство, убийство, прелюбодеяние и другие тяжелые грехи, их необходимо исповедовать у священника. Из воспоминаний А.П. Донченко:- Однажды приехали к отцу Феодосию из Ростова семь женщин. Шесть из них он принял, исповедал, причастил, а седьмой сказал: «Езжай домой, отдай жене мужа, а детям отца. Покаешься перед Богом, приедешь – приму». Отец Феодосий всегда говорил: «Читай молитву Иисусову, идёшь ли, сидишь ли, надобно уйти умом и вниманием от всего мирского, не иметь никакой мысли, кроме молитвенных слов: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешную!» Из воспоминаний Н.Д. Жученко:- Уже после ссылки жил батюшка Феодосий с послушницами в небольшой хатке, сыро там было, потолки низкие. Батюшка креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Евангелие знал наизусть. Перед смертью старец часто говорил: «Кто будет поминать меня, с тем я всегда рядом буду». И шли, и шли, и шли к нему страждущие, стекались уже со всей Руси, ибо мало на ней осталось мест, где православный мог преклонить голову к алтарю и исповедаться. Он предсказал Великую Отечественную войну, сказав своим духовным детям: — Будет война, такая же страшная, как Страшный Суд. Великое множество людей погибнет — такие недорогие они стали для Бога, совсем про Него забыли… Молитесь же Богу и просите у Него смерти с покаянием, ибо ужасы неизбежны… Есть свидетельство, что накануне войны старец освятил землю и велел своим послушницам разбросать ее под Новороссийском в тех местах, где впоследствии шли наиболее ожесточенные бои. Во время Великой Отечественной войны чудеса он являл особенно часто. Однажды юродивый подбежал к детскому саду, закричал: Гули-гули, за мной, деточки, бегите за мной! Он побежал в сторону, высоко задирая ноги. Дети со смехом бросились за ним; чтобы вернуть их, выбежали воспитатели. Когда все они отдалились от здания на изрядное расстояние, раздался ужасный взрыв: это в детский сад попал немецкий снаряд. По милости Божией никто не погиб.. Множество подвигов и чудес, совершенных старцем, скрыто от нас. Но об одном из них люди до сих пор хорошо помнят. Это произошло в первые годы войны. В Минеральных Водах больница тогда находилась рядом с железной дорогой. Из воспоминаний железнодорожника: На рельсах стояли три вагона со снарядами. Идет дедушка Кузюка, одной рукой сжимает крест, другой толкает вагоны. Я подумал: «Ну, дед чудной, сдвинуть ли ему такую махину?!» И вдруг глазам своим не поверил: вагоны как игрушечные сдвинулись с места. Чуть позже на то место, где они раньше стояли, упала бомба, не причинив больнице вреда. Во время войны в Минводах работала медсестрой женщина по имени Елена. Пришло время, когда жизнь совсем стала ей невмоготу: есть нечего, двое детей, сестра-инвалид и престарелая мать. Женщина уже стала думать о том, чтобы избавить себя и родных от напрасных мучений… И вдруг стук в окно. Открывает — там юродивый. Протягивает конфеты:- На вот пока. А хлеб у тебя будет…Всю ночь Елена не спала, а на следующий день пришла к дому старца. Что же ты надумала, губить четырех человек? – ласково укорил он женщину. — Они были бы в раю, а куда бы пошла твоя душа? Старец велел ей молиться. На прощанье сказал:- А хлеб у тебя теперь будет всегда… Скоро слова его стали сбываться. Для Елены нашлась работа, ей давали хлеб, и семья ее бывала сыта. Во время Великой Отечественной войны старец Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе нашей страны над фашизмом, постоянно молясь о здравии защитников Отечества и об упокоении погибших воинов, тем более что Господь открывал ему имена некоторых из них. Как и большинство православных подвижников, Старец Феодосий предвидел свою кончину. Примерно за месяц до нее он (будучи уже в немощи) попросил, чтобы его отвезли к только что возобновленному храму Покрова Божией Матери. Войдя в храм без посторонней помощи, старец преобразился: глаза его засияли, он преисполнился сил, несколько часов молился об укреплении и благоденствии Русской православной церкви. Он вышел весь в слезах… После того памятного дня не раз повторял: Церковь Православная не будет лишена Благодати, пока будет приноситься бескровная жертва, и Евхаристия будет совершаться без отклонения. Однако старец предрекал: В последние времена будут крестить людей, не подготовленных к Таинству Крещения как надобно, и мало кто будет должным образом готовиться к Святому Таинству Причащения. За день до кончины он вдруг поднялся, будто совсем здоровый, вышел на улицу, собрал детей, с которыми так любил играть, и целый день бегал с шумной ватагой, шутил, как прежде. Затем вернулся в свой домик, слег и уже не вставал. Послушницам сказал: Я на малое время скроюсь, так сейчас угодно Богу, но когда придет Господь во славе Своей, глазам не поверите, Где я буду… 8 августа 1948 года старец попросил умыть ему руки крещенской водой, всех благословил и тихо отошел ко Господу. Перед выносом на кладбище люди просили сфотографировать старца, но не смогли этого сделать, потому что от гроба исходило такое сияние, что сфотографировать было невозможно. Тогда фотограф сказал: Кто был этот человек? Такое сияние вокруг него! Сотни людей пришли проводить иеросхимонаха Феодосия. Хоронили батюшку на окраине города Минеральные Воды, на кладбище поселка Красный Узел. По дороге на кладбище к несшим гроб с телом отца Феодосия мужчинам подошли четверо юношей в длиннополых белых рубашках и шелковых черных брюках, белокурые, похожие, будто братья-близнецы, и попросили дать им понести гроб дальше. Несли они его легко, будто не чувствовали тяжести. Рядом с ними шел и молился мужчина средних лет, с лицом иконописным и суровым, в длинных черных одеждах, с волосами, подхваченными черной лентой. На кладбище он долго отпевал старца, читая Священное Писание наизусть. Это поразило даже людей воцерковленных. Мужчину и юношей хотели, как и всех, пригласить на поминальный обед. Но не нашли: а между тем кладбище было в чистом поле, все кругом не на одну версту видно… Позже одна из послушниц старца Феодосия рассказала другим о явленном ей откровении: — Удивительные юноши, несшие гроб, были Ангелы Божии, обряд же отпевания совершил сам Иоанн Креститель. Наставления старца его духовные дети запомнили на всю жизнь: Спасение дается только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей. Что бы ни случилось, принимайте со смирением и любовью. Ближних же своих спасайте, сколь можете — тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым — даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние. Если бы люди знали, что их по смерти ожидает, день и ночь бы молились Богу, а то думают — умер, и конец всему. Наша жизнь по смерти земной только начинается — земными страданиями мы зарабатываем Вечность. Кто Бога знает, тот все терпит.- Кто не больше семи слов в сутки скажет, тот спасен будет. Молчание оберегает от всякого зла… После блаженной кончины старца люди часто становились свидетелями таких необычных явлений, как свет от могилы старца и исходящее от нее тонкое благоухание. Больные выздоравливали, приложившись к могиле, помазав больное место маслом из горящей у мощей лампадки, прочитав акафист уже отмеченному Господом, но еще не прославленному на земле святому. Исцелялись люди и в святом источнике. Преподобный Феодосий Кавказский открыл в свое время источник «Казанской иконы Божьей Матери». Находится он возле села Татарка в двух километрах от краевого центра. Множество паломников и в будни, и в праздники прибывают сюда — молятся здесь у небольшого иконостаса и совершают омовение родниковой водой. Говорят, излечивает она от многих болезней, приносит покой и умиротворение душе. Старец Феодосий всегда уклонялся от человеческого прославления, но Сам Бог прославил прославляющего Его как на Земле пред людьми всевозможными чудесами, так и на небе пред Ангелами своими. Господь продолжает прославлять старца и в наши дни, даровав нам в его лице великого молитвенника и заступника. В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на заседании епархиального совета под председательством Высокопреосвященнейшего Гедеона был поднят вопрос об изучении жизни и деятельности отца Феодосия и его всенародном прославлении. Угоднику Божию и молитвеннику за Землю Русскую составлено краткое житие, написаны акафист, тропарь, кондак, икона.





8 августа 1998 года митрополит Ставропольский Гедеон благословил перенести мощи старца Феодосия из поселка Красный Узел в город Минеральные Воды. «Летом воспоют Пасху…» — эти слова Серафима Саровского вспомнились мне во время крестного хода с мощами преподобного Феодосия Кавказского.
Это перенесение, совершенное в год 50-летия преставления старца Феодосия (8 августа 1948 г.), стало своего рода исполнением его последней воли. Незадолго до своей блаженной кончины он попросил своих духовных чад, чтобы его отвезли в церковь Покрова Божией Матери в городе Минеральные Воды. Немощного 107-летнего старца привезли на каталке в Покровский храм и, как вспоминают очевидцы, старец Феодосий в храме буквально преобразился, он исполнился благодатной силы и пришел в состояние молитвенного восторга, так что несколько часов пламенно молился к Богу и Пречистой Богоматери об утверждении Русской Православной Церкви, о благоденствии православных храмов, в том числе и сего Покровского храма. Вышел он весь в слезах…
Через пятьдесят лет последняя воля блаженно почившего старца была исполнена над его мощами, которые были перенесены для постоянного пребывания в новопостроенный храм в Минеральных Водах. Покровский храм был воздвигнут вновь. Он был заложен в 1994 году накануне обретения мощей преподобного. Строительство грандиозного о девяти куполах собора грозило затянуться на многие годы. Однако, несмотря на все трудности нашего времени, храм был воздвигнут удивительно скоро — практически за три года. Многие события во время строительства невозможно объяснить иначе как чудесный помощью свыше. Настоятель Покровского собора протоиерей Илия Агеев, давний почитатель памяти старца Феодосия, так рассказывал об этом: «Каждый день мы чувствовали Божие благословение, помощь, потому что, как только возникала нужда, тут же проблема разрешалась. Был такой случай. Я находился в затруднительном положении и вдруг вижу, к храму подъезжают какие-то люди и спрашивают: «Батюшка, что вам нужно?» Сам старец Феодосий помогал строить этот храм».
Отец Илия Агеев был одним из тех священников, который в далеком 1962 году вместе с о. Александром Докукиным (ныне — митрополит Гедеон) отслужил первую общественную панихиду на могилке чтимого старца. В период хрущевских гонений это грозило «снятием с учета», лишением права служения.
11 апреля 1995 года у могилы старца Феодосия собрались епархиальная комиссия во главе с председателем — митрофорным протоиереем отцом Павлом Рожковым и духовенством благочиния. После литии об усопшем была вскрыта его могила. На главе старца были длинные волосы, борода и головной убор — вроде камилавки. Удивительно то, что, по словам повивальной бабки, будущий старец родился в монашеской камилавке, в ней же он был обнаружен во время обретения мощей. В гробу лежали небольшая икона и погребальный крест, в руке старца была зажата записка послушниц с их именами с просьбой помолиться о рабах Божиих. Процессия с честными останками преподобного Феодосия последовала в Свято-Михайловский храм поселка Красный Узел. Владыка Гедеон благословил местное почитание иеросхимонаха Феодосия как покровителя и усердного молитвенника земли Кавказской. Дано благословение честные останки старца считать мощами. С этого времени во всех храмах Ставропольского края старца Феодосия почитают служением молебнов, перед его святым образом читается акафист преподобному Феодосию Кавказскому. Знаменательно, что прославление Кавказского чудотворца случилось в день празднования иконы Иверской Божией Матери. Под покровом Небесной Вратарницы много лет на Афоне подвизался старец Феодосий.
Накануне перенесения мощи были переложены в новую раку, изготовленную в Толгском монастыре. Последняя Литургия над мощами старца Феодосия в Михайловском храме пос. Красный Узел, служилась в 4 часа ночи с 7 на 8 августа. Ее возглавил архимандрит Исихий, настоятель православного храма в г. Грозный.
Богомольцев, желавших причаститься в прощальную ночь у мощей старца, собралось так много, что в храм было не войти. Чтобы исповедать весь народ аналои с Евангелиями поставили в церковной ограде вокруг храма. Несколько священников в течение всей ночи до самой Литургии совершали исповедь. Храм был окружен кольцом кающихся. Дивным видением представлялось это всенощное покаянное стояние верующего народа. В вышине под синим куполом кавказской ночи, подобно церковным лампадам, мерцали высокие звезды. На вершинах гор Бештау, Змейка, Машук совершалось таинственное «веяние хлада тонка». У храма горящие свечи, чтение причастных канонов, слова разрешительной молитвы. «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…»
Старец Феодосий жил всего лишь пятьдесят лет назад. Это один из самых близких по времени нам подвижников Святой Руси. В Минеральных Водах еще живет много людей, которые хорошо помнят «дедушку Кузюку», как называл себя старец, юродствуя, в последние годы. Когда на полиелее я помазывал маслом у мощей преподобного старца, одна пожилая женщина неожиданно сказала: «А я его знала». — «Кого?» — переспросил я. «Старца Феодосия». — «Как же?» — «Он меня встретил и говорит: смотри не утони…» — «Ну и как?…» — «Через два месяца упала в колодец…» — «Ну и что?…» — «Вспомнила старца и спаслась… Слава Богу, по молитвам старца до сих пор живу…» Женщина тут же смешалась среди других богомольцев, ее имя я уже не смог расслышать…
Во время своей земной жизни преподобный Феодосий был теплым заступником и кротким наставником многих людей: одних утешал, других врачевал, третьих научал покаянию. Старец был необыкновенно участлив к каждому человеку и всех звал проявлять хотя бы самое малое участие друг к другу. Ему принадлежат простые и вместе с тем необыкновенно глубокие и как никогда ныне необходимые нам слова: «…Ближних же своих спасайте, сколь можете — тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым, — даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние».
Какое великое чудо на земле представляет собой Божий человек, какая великая сила дана святым от Бога — даже по от шествии от земной жизни они обращают людей к вере, призывают к покаянию, творят чудеса.
Земля Кавказских Минеральных Вод богата многими целебными источниками, к которым приезжают на лечение со всех концов России. Теперь она обогатилась еще одним источником. В последние годы на Кавказские минеральные воды все больше людей едет именно к мощам преподобного Феодосия — живоносному целительному источнику благодати Божией.
В самый день памяти преподобного Феодосия — 8 августа — крестный ход с мощами возглавил митрополит Гедеон с сонмом духовенства. Все три километра от поселка Красный Узел до города Минеральные Воды честные мощи священники несли на руках.