Преподобный Савва


19 января 1652 года были обретены нетленные мощи преподобного Саввы игумена Сторожевского
10 августа по старому стилю -23 августа по новому стилю отмечается второе обретение мощей преподобного.
3 декабря 1547 году на Московском Соборе было установлено празднование преподобному Савве .
В 21 веке по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных обителей, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Саровским монастырем
Чудотворные мощи Саввы Сторожевского
Тропарь преподобному Савве,
Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, преподо́бне:/ от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́,/ духо́вному твоему́ учи́телю после́дуя,/ и того́ уче́нием ум к Небе́сным впери́в,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́,/ тем и Христо́с, я́ко пресве́тла тя свети́льника, чудесы́ обогати́,// Са́вво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Ты стал прекрасным произрастанием пустыни, преподобный, ибо с юности предпочел ты чистую жизнь, духовному твоему учителю последуя, и его учением ум устремив к Небесному, ты явился премудрым наставником стаду твоему, потому и Христос, как преяркого светильника, обогатил тебя чудесами, Савва, отче наш, моли о спасении душ наших.
Кондак, глас 2:
Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием отряс, божественнаго света незаходимое светило явился еси: чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Савво преподобне отче наш.
Житие
Образ жизни Христа и Его учение, также и влияние великого угодника божьего, Сергия Радонежского , многочисленные чудеса , происходящие на его глазах , инок впитал в себя всем своим сердцем. Он так же как и его учитель горячо воспылал любовью к Богу, людям, русской земле, к великой идее распространения христианства, укрепления царского престола и русского народа в православной вере. Всю свою душу он вложил в исполнение иноческих заповедей, ведя подвижническую жизнь. Своими трудами прославил Господа, явил смирение и многочисленные духовные плоды.
Святому Савве приписывается высказывания о устроении на Руси «Небесного Звенигорода» – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения», поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский.
Будучи учеником святого Сергия , Савва был свидетелем многих чудес, сотворенных по молитвам к Богу, его великого учителя. Он слышал напутственные слова святого, сказанные Дмитрию Донскому, идущему на битву с врагами русской земли:-«Если враги хотят от нас чести и славы- дадим им ; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить», «Врагов Руси ждет погибель, а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся! Ты победишь своих врагов!» Старец осенил князя крестом и дал в помощники двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые прославились необыкновенной силой и воинским искусством. Данное благословение укрепило единство дружины, подняло дух воинов. И 8 сентября 1380 года состоялась великое сражение, закончившееся победой над Мамаем. Битва была жестокой. Многие сыны отечества положили в ней свои головы. По возвращении из похода , князь Дмитрий , в благодарность святому старцу и в исполнение данного Богу обета, выделил средства и земли близ реки Дубенки для построения обители , и попросил Сергия Радонежского немедленно приступить к построению церкви. Куликовская битва произошла в канун праздника Успения, а храм был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1381 году воздвигли в пустынном месте, облюбованном отцом Сергием прекрасный монастырь. Заботу о монастыре , старец поручил своему ученику Савве, видя совершенство его жизни , честность нрава, тихость поведения — всю благость его воли, и вручил ему старейшинство, чтобы заботился об этом месте, велев ему блюсти монашеские заветы и направлять паству так, будто это делает он сам . И помолившись о нем, святой благословил его. :-«Бог, — сказал он, — да поможет тебе, чадо и усердию твоему да подаст силу, и руководит тобою на пути к лучшему и совершеннейшему». Блаженный же Савва, приняв благословение старца, остался в том месте, проводя жизнь духовную и ангельскую, смиряя себя постом и бдением. Когда же число братии стало расти, он всех с любовью учил и служил каждому со смирением и кротостью.
Обитель Саввы Сторожевского


Христолюбивый князь Георгий Дмитриевич пришел в обитель преподобного к блаженному Савве, стяжавшему себе добрую славу и уважение князей и упросил его создать в его вотчине , на удобном месте обитель. Помолившись Пресвятой Богородице и испросивши ее помощи, Савва нашел место для будущей обители, поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в 50 от царствующего града- Москвы. Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Но не долго, однако, преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне, с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он желал приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души. Постепенно, под его духовное руководство присоединялись желающие спасения и посвящения своей жизни Богу новые насельники. В начале 1377 на средства князя Юрия Дмитриевича было начато первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода. Обитель возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы разрасталась со временем. У князя Юрия было желание сделать ее придворной и он всячески опекал благоустройство обители, построение новых сооружений, пристроек. Так к 1398 году было заложено основание монастыря в 2 км западнее Звенигорода на реке Сторожи у впадения ее в Москву реку. Раньше тут проходил транспортный путь на запад от Москвы, и на горе был фор пост Московского княжества.
На двух соседних звенигородских холмах планировалось построить уникальную цивилизацию – Звенигородскую Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это было особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига. .
Через некоторое время после преставления Сергия Радонежского, произошедшее примерно 1392 году, когда преемник преподобного Сергия – игумен Никон –пожелал оставить управление монастырем и затворился в своей кельи, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл, и тем возглавить Троице-Сергиеву Лавру до возвращения старца Никона Радонежского, законного приемника по праву наследования. Савва дал согласие и взял на себя опеку над вдовой благоверного князя Димитрия Донского – Евдокией (в монашестве – Евфросинии) и над великим князем – Юрия Дмитриевичем Звенигородским, бывшим крестным сыном преподобного Сергия.
покровителем.

Преподобный Савва Сторожевский благословляет князя Юрия на поход в Булгарию. Фрагмент росписи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, сделанной палехскими мастерами в начале XX в.
В 1395 год преподобный Савва благословил князя Юрия в поход на территорию Орды, в Волжскую Булгарию. Этот дальний и вместе с тем стремительный поход русских дружин , по прозорливому благословению старца, завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казани, и помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.
На протяжении шести лет Сава оставался на посту игумена, часто прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия.
Однажды по примеру учителя им был изведен источник воды за северной стеной монастыря. Он неусыпно пасет порученное ему стадо, после чего, с кончиной владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель, приходит в Звенигород с Смоленской иконой Божией Матери, передает полномочия игумена вернувшемуся Никону. За время нахождения на посту настоятеля Савва прославился благочинным нравом и снискал любовь не только простых мирян, приходящих искать благословения от рук святого старца, но и уважения со стороны сильных мира сего.
С отеческой любовью Савва принимает всех ищущих спасения, научает их иноческому послушанию и смирению. Несмотря на преклонные годы, он много трудится для устройства обители. Подавая пример инокам, он выполняет все необходимые работы. В своей пещере в версте от монастыря, преподобный подолгу со слезами молится.
В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).
Для росписи этих храмов, построенных в звенигородским стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий.
Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с Анастасией, дочерью последнего князя Смоленского -Юрия Святославича. После кончины святого начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.
Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок.
Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митролита Макария на Московском Соборе 1547 год
В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.
После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся.
С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России — Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.
В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.
Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы. Эта икона прославилась чудотворениями.
С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты. Особое внимание царь Алексей Михайлович оказывал монастырю.
19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена.
Второе чудо – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

ЛЕЙХТЕНБЕ́РГСКИЕ
В 1852 включены в состав российской императорской фамилии с титулом князей Романовских и титулованием «императорское высочество.
Сын Марии Николаевны -Евгений, светлейший князь Романовский (1847-1901) , женился в 1869 году на правнучке Кутузова Дарье Опочининой
их дочь Марианна, в крещении Дарья, рожденная 1870 году единственная оставшаяся жить в России, была расстреляна по обвинению в шпионаже 1937 году , оправдана посмертно.

Второй сын Эжена Богарне- Максимилиан , служивший в чине генерал-майора в российской службе, 2июля1839 года в браке сочетался с великой княжной Марией Николаевной и у них родилось 7 детей, один из них- Евгений Максимилианович Романовский

3 сентября 1781-дата рождения
Париж
21 февраля 1824 г.,-дата смерти
Мюнхен
Сын императрицы Жозефина от первого брака. Пасынок Наполеона Бонапарта. Младший сын — Максимилиан женился на дочери императора Николая I -Марии , как ему и предсказано было святым Саввой

Мария Николаевна дочь Николая 1 , родилась 6(18) августа 1819 года в Павловске, умерла 9(21) февраля в возрасте 56 лет в Петербурге
