
Притчи Соломона – книга мудрости и благоразумия. Если Вас интересует мудрость, то Притчи Соломона – эта как раз та книга, которая умудрит Вас в этом мире. Она предлагает нам ключ жизни.

Человеку дана свобода выбора(восточная мудрость)
Однажды ученик одного мудреца решил его испытать. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к учителю и спросил:
— Скажите отче, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своего верха.
Не глядя на руки ученика, старец ответил:
— Всё в твоих руках.
Охранный псалмы, 26, 50, 90. В них царь Давид Духом Святым взывает ко Господу.
Псалом 50 читают, когда душа человека страдает от нераскаянных грехов, а Псалом 90 нужен тем, кто находится в трудной ситуации и просит об особой защите у Господа. Псалом 26 прославляет Творца, это — благодарственный Псалом.
Это и молитвы и поэзия. В древности псалмы исполнялись на музыкальных инструментах. Польза псалмопения и псалмочтения для православного христианина несомненна. Псалтирь читается постоянно. Эта — единственная книга Ветхого Завета, которая целиком и полностью стала частью православного богослужения. Псалмы 26, 50 и 90 чаще всего интересуют православных христиан, так как известно, что читающий их попадает под особую защиту небесную. Именно 26 Псалом отражает искреннюю любовь к Богу, доверие Его воле. В нем же есть просьба о помиловании, о снисхождении к человеческой слабости, мольба о помощи и заступничестве перед лицом зла.
Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.
Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви.
Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.
Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.
Псалом Давида 26
Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.
Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви.
Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.
Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.
Наши предки по каждому вопросу обращались к Богу. Они просили Создателя дать им ценный совет и устроить их судьбу. Никакое важное дело люди не начинали, пока не узнают волю Господа. Каким образом им это удавалось сделать?
Верующие в Бога люди всегда молились и ждали явных знаков судьбы, посещали церковь и беседовали с духовниками.
Произносили молитвы утром и вечером, перед дальней дорогой и перед принятием пищи, благословляя Господа.
Сейчас даже среди христиан лишь единицы так поступают. Порой просто лень молиться. А бытовые заботы занимают большое количество времени. Но общение с Богом необходимо всем верующим людям. Оно проявляется не только в чтении молитв, но и в исполнении заповедей, таинствах исповеди и причастия.
Создатель, как правило, действует на человека через его душу. Стоит лишь прислушаться к себе, и многое станет понятным. Совесть подсказывает людям о том, какой поступок является правильным, а какой нет
Бог время от времени действительно дает интервью нашим земным праведникам. Зачем? Чтобы достучаться еще и таким способом до наших сердец. Тем более, напомню, Он всегда любил говорить о чем бы то ни было на языке притч.
— Итак, ты хочешь получить у меня интервью? — спросил Бог.
— Если у Тебя есть время, — сказал я.
Бог улыбнулся:
— Моё время – Вечность. Какие вопросы у тебя ко Мне?
— Что больше всего удивляет Тебя в людях?
Бог ответил:
— Им скучно в детстве, они стремятся вырасти, а потом страстно хотят снова стать детьми. Они теряют здоровье, делая деньги… а потом тратят деньги, чтобы восстановить здоровье. Думая с тревогой о будущем, они забывают о настоящем, так что у них нет ни настоящего, ни будущего. Они живут так, как будто никогда не умрут. И умирают так, как будто никогда не жили.
Бог взял меня за руку и мы некоторое время молчали. А потом я спросил:
— Что Ты хочешь, как Отец, какие уроки Жизни нужно выучить Твоим детям?
— Пусть выучат, что они не могут заставить кого-либо любить их. Всё, что они могут сделать, – позволить любить себя. Пусть выучат, что нехорошо сравнивать себя с другими. Пусть научаться прощать, практикуя прощение. Пусть выучат, что потребуется только несколько секунд, чтобы открыть глубокие раны у тех, кого любим, и много лет, чтобы заживить их. И что богатый человек не тот, кто имеет больше всех, а тот, кому надо меньше всех. Пусть выучат, что есть люди, которые Вас нежно любят, но просто ещё не научились выражать свои чувства. Пусть выучат, что два человека могут смотреть на одну и ту же вещь и видеть её по-разному. Пусть выучат, что недостаточно прощать друг друга, надо ещё прощать себя.
Притча о блудном сыне
Притча поведала нам о истине в нашей жизни. Как человек, желая получить от отца, то, что он может от него поиметь уже сегодня для своих потребностей, как бы думая в себе: мне конечно жаль, что ты умрешь, но я этого не могу изменить, так хоть получу от тебя, то, что ты мне можешь отдать. Мне важнее устроить свою жизнь и мне сейчас не ты нужен, а твое. И получив от любящего родителя, то, что ему надо, человек никогда не будет счастлив, ему ничего не пойдет впрок. Он подменил ценности и в этом главная ошибка, то есть грех. Посеявший грех неизменно пожинает страдание души.
«Некоторый богатый человек, – поведает евангельская притча, – имел двух сынов. Младший из них просил отца, чтоб он выделил следующую ему часть имения. Отец исполнил это. По прошествии немногих дней меньшой сын, забрав доставшееся ему имущество, ушел в дальнюю страну, где расточил имение, проводя жизнь распутную. Когда он прожил все, в стране той сделался голод. Сын богача не только начал нуждаться, но и пришел в бедственное состояние. В такой крайности он пристал к одному из местных жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней. Несчастный, томимый голодом, рад был бы наполнить чрево тем грубейшим кормом, которым питались свиньи! Но это оказалось невозможным. В таком положении он, наконец, очувствовался и, вспомнив обилие, которым преисполнен дом отцовский, решился возвратиться к отцу. В мыслях он приготовил, для умилостивления отца, сознание греха, сознание своего недостоинства и смиренное прошение о причислении уже не к семейству отцовскому – к сонму отцовских рабов и наемников. С таким сердечным залогом младший сын отправился в путь. Еще был он далеко от родительского дома, как отец увидел его, увидел и сжалился над ним: побежал навстречу к нему, кинулся на шею ему, стал целовать его. Когда сын произнес приготовленные исповедь и просьбу, отец повелел рабам: “Принесите лучшую одежду, облеките его ею, возложите перстень на руку его и наденьте сапоги на его ноги. Приведите и заколите тельца упитанного: мы вкусим и возвеселимся. Этот сын мой был мертв, но ожил, пропадал, но нашелся!” Старший сын, всегда покорный воле отца, и находившийся на поле, возвратился во время пира в дом. Он нашел странным поведение отца в отношении к младшему сыну. Но отец, воодушевляемый праведностию любви, пред которою всякая другая праведность скудна, ничтожна, возразил ему: “Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А тебе надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о том, что этот брат твой был мертв и ожил, пропадал, и нашелся!”» (См. Лк. 15: 11-32).
О, как мы похожи на героя этой притчи. Мы также хотим уже сегодня быть наследниками Царства Небесного, здесь на земле, и пользоваться всеми Его благами. Ропщем на невзгоды и трудности. Не довольствуемся тем, что имеем. Расточаем и разбрасываемся данными нам Богом Отцом дарами; любви, послушания, преданности. Собираем сокровища на земле и ищем все временное, кроме правды Божией. Притча призывает нас исправить свою жизнь, одуматься и вернуться под все восполняющий покров Божией благодати.
Евангельская притча – Божественное учение! Оно глубоко и возвышенно, несмотря на необыкновенную простоту человеческого слова, в которую благоволило облечься Слово Божие! Премудро установила святая Церковь всенародное чтение этой притчи пред наступающею Четыредесятницею. Какая весть может быть более утешительною для грешника, стоящего в недоумении пред вратами покаяния, как не весть о бесконечном и неизреченном милосердии Небесного Отца к кающимся грешникам? Это милосердие так велико, что оно привело в удивление самих святых Ангелов – первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимого милосердия Божия к падшему человечеству. Они нуждались относительно этого предмета в откровении Свыше, и научились из откровения Свыше, что им подобает веселитися и радоватися, яко меньший брат их – род человеческий – мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся при посредстве Искупителя. Радость бывает пред ангелами Божиими даже о едином грешнице кающемся. Ужасна пустота души, которую производит греховная жизнь! Невыносима мука от страстных греховных помышлений и ощущений, когда они кипят, как черви, в душе, когда они терзают подчинившуюся им душу, насилуемую ими душу! Нередко грешник, томимый лютыми помышлениями, мечтаниями и пожеланиями несбыточными, приходит к отчаянию; нередко покушается он на самую жизнь свою, и временную и вечную. Блажен тот грешник, который в эту тяжкую годину придет в себя и вспомнит неограниченную любовь Отца Небесного, вспомнит безмерное духовное богатство, которым преизобилует дом Небесного Отца – святая Церковь. Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием.
Возлюбленные братия! Употребим время, назначенное святою Церковию для приуготовления к подвигам святой Четыредесятницы, сообразно его назначению. Употребим его на созерцание великого милосердия Божия к человекам и к каждому человеку, желающему посредством истинного покаяния примириться и соединиться с Богом. Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование нам! Да будет радование наше бесконечно! Да совокупится оно с радостью святых Божиих Ангелов! Да исполнится и совершится радость Ангелов и человеков в совершении воли Небесного Отца! Яко несть воля пред Отцем Небесным, да погибнет един от малых сих (Мф. 18: 14) человеков, умаленных и уничиженных грехом. Аминь.

О ПОКАЯНИИ
Поучение в неделю блудного сына
Святитель Игнатий Брянчанинов.
Возлюбленные братия! Святая Церковь, эта чадолюбивая мать верующих, родившая их во спасение и принимающая на себя все заботы, чтоб чада ее не лишились своего наследия – Неба, приготовляя их к успешному совершению наступающего подвига святой Четыредесятницы, постановила сегодня читать на Божественной Литургии притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне.
В чем заключается подвиг святой Четыредесятницы? Это – подвиг покаяния. В настоящие дни мы стоим пред временем, преимущественно посвященном покаянию, как бы пред вратами его, и воспеваем исполненную умиления песнь: покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче! Что наиболее обнаруживает ныне слышанная нами во Евангелии притча Господа нашего? Она обнаруживает непостижимое, бесконечное милосердие Отца Небесного к грешникам, приносящим покаяние. Радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк. 15: 10), – возвестил Господь человекам, призывая их к покаянию, и, чтоб эти слова Его сильнее запечатлелись в сердцах слушателей, благоволил дополнить их притчею.
Меньшой сын, по изъяснению святых Отцов, может быть образом и всего падшего человеческого рода и каждого человека-грешника. Следующая часть имения меньшему сыну – дары Божии, которыми преисполнен каждый человек, преимущественно же христианин. Превосходнейшие из Божиих даров – ум и сердце, а в особенности благодать Святого Духа, даруемая каждому Христианину. Требование у отца следующей части имения для употребления ее по произволу – стремление человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать своим собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог почтил человека в употреблении даров Божиих. Дальняя страна – жизнь греховная, удаляющая и отчуждающая нас от Бога. Растрата имения – истощение сил ума, сердца и тела, в особенности же оскорбление и отгнание от себя Святого Духа деяниями греховными. Нищета меньшего сына: это – пустота души, образующаяся от греховной жизни. Постоянные жители дальней страны – миродержители тьмы века сего, духи падшие, постоянные в падении своем, в отчуждении от Бога; их влиянию подчиняется грешник. Стадо нечистых животных – помышления и чувствования греховные, которые скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ее, они – неминуемое последствие греховной деятельности. Напрасно вздумал бы человек заглушать эти помышления и ощущения исполнением их: они наиболее невыполнимы! А и выполнение возможных человеку страстных помыслов и мечтаний не уничтожает их: возбуждает с удвоенною силою. Человек сотворен для Неба: одно истинное добро может служить для него удовлетворительною, жизнеподательною пищею. Зло, привлекая к себе и обольщая вкус сердца, поврежденный падением, способно только расстраивать человеческие свойства.
Из притчи Евангелия мы научаемся, что со стороны человека для успешного и плодовитого покаяния необходимы: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом, еще далече ему сущу, видит Бог: видит и уже поспешает к нему навстречу, объемлет, лобызает его Своею благодатию. Едва кающийся произнес исповедание греха, как милосердый Господь повелевает рабам – служителям алтаря и святым Ангелам – облечь его в светлую одежду непорочности, надеть на руку его перстень – свидетельство возобновленного единения с Церковью земною и небесною, обуть ноги его в сапоги, чтоб деятельность его была охраняема от духовного терния прочными постановлениями такое значение имеют сапоги – заповедями Христовыми. В довершение действий любви поставляется для возвратившегося сына трапеза любви, для которой закалается телец упитанный. Этою трапезою означается церковная трапеза, на которой предлагается грешнику, примирившемуся с Богом, духовная нетленная пища и питие: Христос, давно обетованный человечеству, приуготовляемый неизреченным милосердием Божиим для падшего человечества с самых минут его падения.

— Спасибо, что Ты уделил мне время, — сказал я. — Что ещё нужно знать Твоим детям?
Бог улыбнулся и сказал:
— Просто знайте, что Я здесь… всегда!
Творец тоже очень часто вступает в диалог с каждым из нас. Вот только не каждый, к сожалению, Его слышит.


Г. Х. АНДЕРСЕН В СВОЕЙ ЖИЗНИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЛЮБИЛ БОГА И ЛЮДЕЙ
-—
А что же мы знаем об Андерсене, как о человеке? Андерсен был глубоко верующим человеком. Он был сыном прачки и сапожника, учился в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью при жизни.
Он всю жизнь умел радоваться, хотя его детство не давало для этого никаких оснований. Родился Ганс – Христиан в 1805 году, во время наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе. Он вырос в бедности. Гордостью семьи Андерсенов были необыкновенная чистота в их доме и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны и розы. Будучи взрослым, Ганс – Христиан вспоминает о вере своей мамы и о ее жизни по вере. Он пишет сказку «Пропащая» о чудесной женщине, которая стирала белье в холодной воде. Ей приходилось пить, чтоб не замерзнуть. Сказочник пишет о доброте женщины, о ее верности Богу и о том, как она была взята в Царство Небесное: «Господь принял ее, а люди пусть зовут ее пропащей». Об отце Андерсен сокрушался, потому что тот не верил в Бога, а довольствовался собственными дикими выдумками о вере. Каждый раз, когда отец говорил какую – нибудь ересь, маленький Ганс молился, чтобы Господь простил ему богохульство. Молился вместе с мамой, с которой жил душа в душу.
Вера в Бога, смирение и любовь, были основой жизни Ганса – Христиан Андерсена. «Благодарю Бога и людей – сердце мое полно любви к Нему и к ним», говорил Андерсен. И действительно, его отличала постоянная благодарность за все, и чувство, что Господь не может допустить зла тому, кого любит.
На его могиле в Копенгагене выбиты его слова:
«Душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна, и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может».
-—
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА И ОТЧЕ НАШ»
Все помнят эпизод, когда Герда подходит к замку Снежной королевы и пробует туда войти, но стража Снежной королевы не дает ей прохода. И все-таки Герде удается попасть к Каю. Как? Каким образом беззащитная девочка победила целую армию? У Андерсена об этом говорится ясно: Герда начала читать «Отче наш», и тогда легион снежинок вокруг нее превратился в ангелов и проложил ей дорогу.
Беда в том, что в советских изданиях этого не было. Полный текст был опубликован только в академическом издании в серии «Литературные памятники». И при обращении к нему заметен еще ряд цензурных лакун. Скажем, когда Герда и Кай возвращаются домой, бабушка сидит и читает книгу — это в советских изданиях. У Андерсена бабушка читает Евангелие и даже прямо говорится, какое место: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие небесное». И дети бросаются к ней на шею, начинают танцевать вокруг расцветшего куста роз, и поют рождественскую колядку:
«Розы цветут. Красота, красота.
Скоро мы встретим младенца Христа».
Это концовка сказки. Но из-за чего начались злоключения Кая? Все помнят, что осколок странного зеркала попал ему в глаз. Осколок этот взялся из разбитого зеркала. Зеркало разбилось, потому что тролли (то есть бесы), создавшие его, старались все на свете отразить в нем в искаженном, исковерканном виде. Затем это зеркало вырвалось у них из рук и разбилось. Но почему оно разбилось? В советском варианте объяснений нет. Закон гравитации, дескать, сработал. А у Андерсена и здесь нет недоговоренностей: бесы захотели отразить в этом врущем зеркале Творца, и начали подниматься вверх. И тогда Бог не допустил этого поругания — зеркало вырвалось из их рук и разбилось. В связи с этим становится понятным (скорее, правда, для взрослых) задание, которое Снежная королева дает Каю. Она поручает ему сложить изо льда слово «ВЕЧНОСТЬ». Ледяная вечность. Рукотворная вечность. Вечность, не созданная Творцом. Это и есть образ ада. Это поистине дьявольская пародия на Бога. Давняя поговорка утверждает: «дьявол — это обезьяна Бога».

Разговор с Богом
Человек шептал: «Господь, поговори со мной!».
И луговые травы пели, а человек не слышал!
Человек тогда вскричал: «Господь, хочу услышать Тебя!».
И гром с молнией прокатились по небу, но человек не понял.
Человек оглянулся вокруг и сказал: «Господь, позволь мне увидеть Тебя!».
И звезды засияли вдруг ярко, как никогда. Как будто улыбались с Небес. Но человек, увы, опять ничего не понял и не увидел…
И снова вскричал: «Бог, яви мне видение!».
И новая жизнь была рождена весной. Но человек этого не заметил…
Наоборот, он заплакал в отчаянии: «Дотронься до меня, Господь, и дай мне знать, что Ты есть здесь!».
Господь спустился и дотронулся до человека. Но тот смахнул с плеча бабочку и пошел прочь…
Что тут можно сказать? Если бы человек был готов к встрече Господа, он бы видел, слышал и чувствовал Его присутствие не только каждый день, но и каждый час, каждую минуту и даже каждую секунду. Потому что Бог всегда рядом.