Страх и как с ним бороться

Понять свой страх и победить.

Начало мудрости – страх Господень, говорит Священное Писание (Притч, 1:7). Страх Божий – это действие Божией любви и Божией благодати. Это боязнь потерять связь с Богом, нарушить ту красоту, бесконечную любовь, которую человек видит в отношении к себе человека,  в сердце которого Христос. Эту связь с Богом человек ощущает  находясь на природе и наслаждаясь ее девственной чистотой и красотой. Женщина, только что ставшая матерью, впервые взявшая на руки ребенка и наблюдая за улыбкой , движениями новорожденного младенца, осязая нежность его кожи и обоняя чистый аромат тела соединенный с запахом молока.   Юноша  однажды увидев  не целованные, трепетно устремленные к нему сладостные губы. Божий дар щедро наполняет нашу жизнь, но брать его можно со страхом Господним.

Стремление к Богу делает человека красивым

Святой Иоанн Богослов говорит: Совершенная любовь изгоняет страх (I Ин. 4:18). Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный, говорит писание.  Нам нужно быть  внимательными, беречь и дорожить тем, что мы имеем , тем что нам дал Бог . Когда человек тянется к Богу и в нем действует Бог, тогда в нем все меняется: и жесты, и интонации – человек становится красивым. И это та красота, которая спасет мир, как говорил Достоевский. Нет в мире ничего прекраснее души человеческой. И только грех творит  в ней безобразие, наполняет душу тьмой.

Как взрослому человеку научиться страху Божиему и как воспитать его у ребенка?

Что такое страх Божий? Вот, ребенок любит и ценит своих родителей, доверяет им. И как важно, чтобы эта любовь была бережной, чтобы было опасение обидеть того, кто тебя любит, опасение причинить боль тому, кому ты дорог. И это нельзя путать с животным страхом, когда человек боится, что Бог его накажет, нашлет на него какие-то несчастья, болезни.

Страх Божий похож на то, когда страшно причинить боль близкому человеку, когда тебе безусловно все доверяют . Страх предать оказанное доверие, унизить свое достоинство и  потерять самоуважение по  отношению  к Его любви. Можно себя казнить или оправдывать, но рана нанесенная себе грехом будет кровоточить и мешать любить , как прежде.  Страх Божий остановит на пути ко греху, не даст остаться навсегда со своим «Я», навсегда уйти в темноту греха и не видеть света. И если появляется страх потерять  связь с источником жизни, любовью Христовой – это значит, что мы духовно растем.

Страх сам по себе гораздо страшнее того, чего мы боимся. Святые отцы дают советы, как относиться к страху и объясняют, почему в жизни христианина боязливости не должно места быть.

Боящийся несовершен в любви (1Ин. 4, 18).

Бог есть любовь. И путь, которым мы приближаемся к Нему – это через любовь к себе, людям, всему миру. Отсюда очень простой вывод, что если в нас нет этой любви к ближним, то нет и Бога в сердце. А вместо Бога живет грех и страх. Получается, что и страх является грехом. Ведь боящийся человек потерял доверие Богу, молитву.

Также святые отцы пишут, что страх приводит человека к состоянию рабства – внутренней несвободы и несовершенства. Не только внешний мир: война, политики, религиозные секты и враждебные сообщества и организации, начинают легко манипулировать боящимся человеком, но и бесы, единственная цель которых отвратить человека от Бога.

Всё кроме страха Божьего опасно и вредно для человека. Страх в человеке говорит и о нездоровье в его духовной жизни. Долгое нахождение в таком состоянии губительно и для души и для тела человека.

А страх Божий – это когда мы боимся потерять общение с Ним, отвратить от себя Божью благодать.  Благодаря чему человек наоборот находит способы, чтобы не унывать, трудиться, радоваться, благодарить, делать добрые дела – всё, что угодно Богу. Помогают человеку мужество и рассудительность

Святитель Григорий Нисский также пишет, что человек с рассудком может взять власть над малодушием,  порождающим страх, и превратить его в страх Божий.  Тогда   появятся осторожность и благопокорность.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды».

 

Как бороться со страхом?

Когда молодой человек влюбляется в девушку, как правило, ему безразличны мнения окружающих , нет страха что скажут, подумают о его чувствах. Любовь- сильная мотивация. Любовь к Богу и ближнему способна изгнать всякий страх. Когда мы доверяем Богу, то и свою  жизнь со всеми ее событиями, обстоятельствами в ней, настоящими и будущими вверяем в Его святые руки и верим  в то лучшее , приготовленное для нас от Него, которое мы по своему недоразумению не способны увидеть и осознать. Ведь Он любит нас так , как мы сами любить себя не можем и обладает бесконечными возможностями все  устроить для нас , если захочет. От нас требуется только просьба о помощи в трудных обстоятельствах, всемерная благодарность и любовь. Ни при каких обстоятельствах не отпадение от Его Святой Воли , противление греху и послушание Заповедям. Верующему бояться  абсолютно нечего; ни болезни , ни смерти, ни одиночества, ни немощи. Господь все устраивает , как нельзя лучше. Ежели  мы не доверяем Богу, то тогда  конечно, по своему маловерию переживаем и страшимся. Но для верующего человека страх может быть только один – это страх Божий.

 Царь Соломон сказал ; начало премудрости – страх Господень. И апостол Христов называл себя бедным человеком, творящим то , чего не хочет , а того , что хочет не  делающим. Когда мы осознаем, что Бог нас любит, что Бог знает всё, о чем мы помышляем и чего желаем, и понимаем  , что наши поступки идут вопреки Его воли, а мы  все же совершаем их, то тогда и правда верующего человека охватывает страх, побуждая к искренней молитве о помиловании, рождая покаянный настрой и стремление изменить происходящее  в сторону соблюдения Заповедей  Господних, жизни согласно со своей совестью.

Как бороться с помыслами.
Рассказывает протоирей Сергей Баранов.

  • Не надо бороться с греховными помыслами, их надо презирать, игнорировать. Если  начать с ними взаимодействовать, размышлять по их поводу, доказывать себе их вредоносность,  то со временем наша оценка от минусового отношения к ним, может смениться на плюс, из-за переменчивости настроения человека. Возможно появятся аргументы  в оправдание призывающих к действию помыслов и человек падет в грех. Тот же эффект если от помыслов убегать — когда-нибудь, они догонят. Любой человек , даже самый искусный на пути спасения, может впасть в любое согрешение из-за самонадеянности на свои силы и достижения на пути к праведности и чистоте сердца. Спасение только во Христе и только Его благодатью . Бесы не боятся человека но боятся Бога. В искушении помыслами надо так творить Иисусову молитву чтобы сердце полностью припало к Спасителю, крепко всем своим существом прилепиться к Богу, припасть к его стопам и только это состояние стояния молитвы в сердце спасительно для нас.
  • Необходимо понять что Господь это не идея для ума а то , что Он Сам сказал о Себе Я Есть Сущий. Это значит , что он может стать для меня существующим реально. Это и есть » обожение»
  • Иисусова Молитва -это не увлечение , а вопрос жизни и смерти души, как дыхание для тела.

О посте

(1 Кор. 7, 12-24Мф. 14, 35-15, 11). «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, — нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти — было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птице подняться от земли.
Феофан Затворник

Чистота сердца

(1 Кор. 7, 24-35Мф. 15, 12-21). «Из сердца исходят злые помыслы». В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: «трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших». При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение — садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.

Феофан Затворник

Фразы и заметки.

Жизнь пустынника.

 В центре отшельнической жизни пустынников лежала   очень важная цель. Это – опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех – значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Top
Прокрутить вверх
Пролистать наверх