Саможаление.

Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее». Нужно понимать так: сберегать душу свою значит жалеть себя; а губить душу — не жалеть себя; надобно только подразумевать: на пути заповедей Господних, или в работании Господу. И выйдет так: кто работает Господу в исполнении Его заповедей, не жалея себя, тот спасается; а кто жалеет себя, тот погибает. Стань жалеть себя, непременно уж окажешься нарушителем заповедей, и, следовательно, рабом неключимым; а неключимому рабу какой приговор? «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Потрудитесь наблюсти за собою хоть в продолжении одного дня, и увидите, что саможаление кривит все дела наши и отбивает охоту делать их. Без труда и напряжения ничего не сделаешь; а понудить себя жаль, — вот и остановка. Есть дела, которые, хочешь — не хочешь, надо делать. Такие дела делаются неопустительно, хоть и трудновато. Но тут саможаление побеждается саможалением. Не станешь делать — есть будет нечего. А так как дела заповедей не такого рода, то при саможалении они всегда опускаются. И на худые дела поблажка тоже делается из саможаления. Жаль отказать себе в том, чего захотелось — желание и исполняется; а оно или прямо грешно, или ведет ко греху. Так жалеющий себя всегда — что должно, того не делает, а что не должно, в том себе поблажает, и выходит никуда негожим. Какое же тут спасение? Святитель Феофан Затворник (Новывй Завет глава 17 от Луки стих 33)

Одиночество

В чём причина одиночества?

 
Послушаем разные мнения священнослужителей. Димитрий Смирнов (1951-2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, миссионер. Димитрий Смирнов, протоиерей: Страдания от одиночества возникают от того, что человек ориентирован не на то. Если человек ориентирован только на то, чтобы здесь, на земле, устроиться, то всё это может препятствовать спасению души. Поэтому Господь этого не даёт. Господь по-другому учит. Он говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». И питание, и одежда, и дома, и супруг, и дети… Всё приложится. А люди ищут своего, и тогда ничего не дастся. Потому что тогда человек вообще про Бога забудет. Здесь нужно изменить своё мышление. А это очень трудно. Потому что человек горд и считает себя правым. Я, например, никогда не пытаюсь объяснять человеку, который не понимает, что я ему говорю. А почему он не понимает? Он не верит. Не верит ни мне, ни моим объяснениям. Тогда зачем копья ломать? Андрей Алексеев — протоиерей. кандидат богословия, кандидат исторических наук, заместитель председателя Патриаршей Комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Андрей Алексеев, протоиерей: К нам в храм пришёл человек, который раньше помогал нам организовывать молодёжные мероприятия, был очень активным и стремительным. А потом пропал из виду на несколько лет. И вдруг появился, и рассказал о своих страданиях от одиночества. И мы покопались в причинах. И выяснилось, что причина заключается в том, что человек живёт исключительно для себя. И когда он это понял, он был потрясён своим осознанием. Я обрадовался этой готовности человека в себе это признать и принять. И задать себе вопрос: а кому я сейчас могу помочь? В каждого человека Господь вложил потенциальное устремление служить другим. Как Господь будет нас спрашивать на суде? Ты поделился пищей или одеждой? Ты навестил больного? Ты был милосердным? Как ты отреагировал на просьбу людей о помощи? Как ты ответил тем, кто имеет нужду в чём-либо? Ты позаботился о них? Причина одиночества — это уход в себя. Я часто встречаю молодых людей, зацикленных на себе, они ушли вглубь своего мира, захлопнув все двери, не впуская никого — ни людей, ни Бога. Следует отметить, к сожалению, что для таких людей характерна и надменность, и гордыня, и одиночество, и, как следствие, уныние. Они сделали кумиром самого себя. Они похожи на живых мертвецов. Это большая беда современного общества. Алексей Уминский — протоиерей, публицист, телеведущий, автор многочисленных публикаций на тему христианской педагогики. Алексей Уминский, протоиерей: Давайте сразу определимся, что мы будем говорить об одиночестве не как о проблеме бытового уровня (мне не с кем сходить на свидание или мне некому позвонить). На самом деле, одиночество — это глубоко философская тема. Человек может встретиться с Богом только в состоянии глубокого одиночества. Потому что диалог с Богом может произойти только в этом состоянии. Потому что с Богом необходимо остаться один на один. Нужно, чтобы ты проникся. Дело в том, что одиночество крайне необходимо человеку. А иначе не произойдёт встреча с Богом или творчеством, или какими-то другими глубокими вещами. Но есть и другое одиночество, о котором сказал Господь, когда создал Адама: «Не хорошо быть человеку одному». Это, действительно, так. Человек должен себя с кем-то разделить. Если человек живёт сам по себе и ни с кем делиться не желает, то его будет грызть тоска по полноценной жизни. И своё одиночество он будет подменять всяческими суррогатами, создающими иллюзию, что мир вращается вокруг него., что жизнь наполнена событиями. Это очень страшное одиночество. И способ исцеления здесь только один. И его даёт Христос. Он делит человека и получаются Адам и Ева. Полнота на двоих. Или на троих. Как написано в Евангелие: «…ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Это церковь. Это объединение людей, которые постоянно друг друга дополняют. Общество здоровых и нездоровых, богатых и нищих, умных и глуповатых… Мы нуждаемся друг в друге. Если кто-то считает, что ему, к примеру, не нужны инвалиды, пусть они где-то там сами по себе живут, то в этот момент он перестаёт быть человеком. Почему? Ты перестаёшь быть похожим на Творца. А ведь Он постоянно собой делится. И всё время себя раздаёт. Как преодолеть одиночество? Необходимо стремиться преодолевать свою атомность (неделимость). Это очень серьёзная задача. Мы так греховно устроены, что всё время хотим уйти в себя, отгородиться от других высоким забором. Мы всё время хотим быть сами по себе. И из этой раковины очень трудно вылезти. Помните, как блудный сын сказал отцу: «Дай мне моё». И если это состояние неделимости преодолеть, то мы услышим от Бога: «Всё моё — твоё». И тогда мы сможем сказать в ответ: «Всё моё — твоё». Это и есть преодоление одиночества.ведите текст заголовка

Отвергнуться себя

Иисус Христос сказал: кто хочет идти за Мною

1) отвергнись себя,

2) возьми крест свой,

3) иди за Мною.

Итак, первая обязанность христианина, т. е. ученика и последователя Иисуса Христа, есть отвергнуться себя.

Отвергнуться себя значит: оставить свои худые привычки; исторгнуть из сердца своего все, что привязывает нас к миру; не питать в себе худых желаний и помыслов; утушать и подавлять худые мысли, удаляться случаев ко греху; не делать и не желать ничего по самолюбию, но все делать из любви к Богу. Отвергнуться себя значит, по слову Апостола Павла, быть мертвым для грехов и мира, но живым для Бога.

Вторая обязанность христианина, т. е. идущего за Иисусом Христом, есть взять крест свой.

Под именем креста разумеются страдания, горести и неприятности. Кресты бывают наружные и внутренние. Взять крест свой значит — принимать и безропотно переносить все, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятного, горестного, печального, трудного и тяжкого. И потому, обидит ли кто тебя, смеется ли над тобою или причиняет тебе скуку, печаль и досаду; или ты кому сделал добро, а он, вместо того, чтобы благодарить тебя, против тебя же восстает и даже делает козни; или ты хочешь сделать добро, но тебе не удается; случилось ли с тобою какое несчастие, например, или сам ты болен, или жена твоя, или дети и проч., или ты при всей деятельности твоей и неусыпных трудах терпишь нужды и недостаток; или даже самая бедность и нищета подавляет тебя, или, кроме этого, ты терпишь какую либо неприятность, — все это переноси без злобы, без ропота, без пересудов, без жалобы, т. е. не считая себя обиженным и без чаяния за то земной награды, но переноси все это с любовию, радостию и твердостию.

Взять крест свой значит не только нести кресты, налагаемые на нас другими, или посылаемые Провидением, но брать и нести собственные свои кресты, и даже самому на себя налагать кресты и нести их. Это значит то, что христианин может и должен давать и исполнять различные обеты и обещания, скорбные и тягостные для сердца нашего, но обеты, сообразные со словом Господним и волею Его, а не по своим мудрованиям и толкам. Так например, можно и должно давать и исполнять обеты, полезные для ближних, как-то: служить больным, деятельно помогать требующим помощи, выискивать случаи с долготерпением и кротостью содействовать спасению и благу людей или делом, или словом, или советами, или молитвами, и проч.

И когда ты будешь нести крест твой по глаголу и намерению Господню, и если в это время возродится в тебе гордая мысль, что ты человек не такой, как прочие человеки, но человек тверды, благочестивый и лучший из твоих собратий и соседей: то сколько возможно, искореняй таковые мысли, ибо такие мысли могут уничтожить все твои добродетели.

Выше сказано, что кресты бывают наружные и внутренние, и здесь все говорено почти только о наружных крестах. И блажен тот, кто умеет нести их с благоразумием ибо Господь не попустит, чтобы таковой человек погиб, но пошлет ему Духа Святого, Который будет укреплять и наставлять его и поведет его далее. Но чтобы сделаться святым и быть подобным Иисусу Христу, для этого одних наружных крестов недостаточно; ибо наружные кресты без внутренних не более полезны, как наружная молитва без внутренней. Наружные кресты или наружные страдания несут не одни только ученики Иисуса Христа, но все и каждый человек, т. е. нет на свете человека, который бы не страдал или не терпел от того или от другого. Но кто хочет быть истинным учеником Иисуса Христа и последователем Его, тот непременно должен перенести и внутренние кресты.

Внутренние кресты можно найти во всякое время и скорее, чем наружные. Стоит только обратить внимание на самого себя и в покаянном чувстве рассматривать свою душу, и тогда тотчас представятся тысячи внутренних крестов. Например, размысли: как ты произошел на свет сей? для чего ты существуешь на сем свете? и живешь ли ты так, как должно тебе жить? и проч. Обрати на это должное внимание, — и ты с первого взгляда увидишь, что ты, будучи творение и дело Всемогущего Бога, для того единственно существуешь на сем свете, чтобы всеми делами твоими, всею жизнию твоею и всем существом твоим прославлять Его святое и великое Имя, а ты не только не прославляешь Его, но напротив того, оскорбляешь и бесчестишь Его своею беззаконною жизнию и проч. Потом вспомни и размысли: что ожидает тебя по ту сторону гроба твоего? на которой стороне ты явишься во время Страшного суда Христова, на правой или на левой? и проч. И если ты будешь размышлять таким образом, то невольно придешь в смущение и начнешь беспокоиться. И это будет началом внутренних крестов. Но если ты не только не будешь удалять от себя такие мысли или искать рассеяния от них в мирских удовольствиях или в пустых забавах, но еще более и внимательнее будешь рассматривать себя, то еще более будешь находить крестов; например, ад, о котором ты до тех пор, может быть, и не вспоминал, или вспоминал с равнодушием, тогда будет представляться тебе во всем своем ужасе. Рай, который Господь уготовал тебе и о котором ты до тех пор не помышлял или помышлял мельком, тогда живо представится тебе тем, чем он есть, т. е. местом вечных и чистых радостей, которых ты сам себя лишаешь по своему нерадению и безумию и проч.

И ежели ты не смотря на скорбь и внутренние страдания, какие ты будешь чувствовать от таких размышлений, твердо решишься переносить их, и не станешь искать утешения ни в чем мирском, но будешь прилежнее молиться Господу о спасении твоем, и всего себя предашь в волю Его: то Господь начнет открывать и показывать тебе состояние души твоей в том виде, в каком она есть в самом деле, — для того, чтобы тем более и более вселять и питать в себе страх, скорбь, печаль, и тем более и более очищать тебя.

Видеть состояние души нашей во всей наготе ее, и особливо живо чувствовать опасность свою, мы никогда не можем без особенной милости и помощи Господней: ибо внутренность души нашей всегда от нас прикрыта нашим самолюбием, мудрованием, страстями, заботами житейскими, прелестями мира и проч. И если иногда кажется нам, что мы сами собою видим состояние души нашей, то видим только снаружи, и не более того, что могут показать нам собственный наш разум и совесть.

Враг души нашей, диавол, зная, как спасительно для нас рассматривать и видеть состояние души нашей, употребляет все коварства и хитрости свои для того, чтобы не допустить человека увидеть его состояние в том виде, в каком оно есть, для того, чтобы он не обратился и не начал искать спасения. Но когда диавол видит, что это коварство его не помогает, и человек, при помощи благодати Божией начинает видеть себя, то диавол употребляет другое, и еще более коварное средство: он старается показать человеку состояние души его вдруг, и сколько можно более с опасной стороны, — для того, дабы тем поразить человека ужасом и привести в отчаяние. И точно, если бы Господь попускал диаволу всегда употреблять это последнее средство, т. е. показывать нам состояние души нашей с самой опасной стороны, то немногие бы из нас устояли, потому что и н самом деле состояние души грешника, и особливо грешника не раскаявшегося, весьма опасно и страшно: да и не только грешника, — но даже самые святые и праведные люди, при всей своей праведности, не находили довольно слез оплакивать душу свою.

Когда Господь благоволит открывать тебе состояние души твоей, тогда ты начнешь ясно видеть и живо чувствовать, что при всех твоих добродетелях сердце твое испорчено и развращено, душа твоя осквернена и ты сам не что иное, как раб греха и страстей, которые совершенно овладели тобою и не допускают тебя приблизиться к Богу. Начнешь также видеть, что в тебе нет ничего истинно доброго; а ежели ты и имеешь несколько добрых дел, то все они перемешаны со грехом, и не суть плод истинной любви, но порождение разных страстей и обстоятельств и проч., — и тогда непременно ты будешь страдать: тогда обымет тебя страх, печаль, горесть и проч. Страх — от того, что ты находишься в опасности погибнуть; печаль и горесть — о том, что ты так долго и упорно отвращал слух свой от кроткого гласа Господня, зовущего тебя в Царствие небесное, и что ты так долго и безбоязненно прогневлял Его своими беззакониями и проч.

И по мере того, как Господь будет открывать тебе состояние души твоей, в тебе будут увеличиваться и внутренние твои страдания.
Вот что называется внутренними крестами!

Протеерей Иоанн Вениаминов

Top
Прокрутить вверх
Пролистать наверх