20 апреля 2025 года, православный праздник праздников совпадает с католическим.

Этот праздник переходящий, и празднуется ежегодно  в разное время в первое воскресение после полнолуния от дня весеннего равноденствия, может выпадать на дни с 4 апреля до 8 мая.

В дни великий поста  -начало 3 марта,

Пищевые ограничения

 

Великий пост — время строгих ограничений и молитв. Под полный запрет подпадают мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечка и т. п., под частичный — растительное масло и рыба.

Особенно усердно положено поститься в первую и последнюю недели. При этом, согласно церковным канонам, верующие должны полностью отказаться от еды в понедельник и вторник первой недели поста и в пятницу и субботу последней. В остальные дни разрешается растительная пища (овощи, крупы и т. д.), а в субботу и воскресенье к ней можно добавить растительное масло. В будние дни есть можно лишь раз в день, в субботу и воскресенье — два раза в сутки. При этом пища должна быть простой, употребление изысканно приготовленных постных блюд церковью осуждается.

От воздержания в еде освобождаются беременные и кормящие женщины, больные, путники, воины, а также те, кто занят тяжелым физическим трудом. Однако им предписано покаяние за нарушение поста.

Послабление в этот период сделано для трех дней: Благовещения (7 апреля), Лазаревой субботы и Вербного воскресенья (последние дни шестой недели поста). На Благовещение, если оно приходится на Четыредесятницу, и в Вербное воскресенье разрешено включать в рацион рыбные блюда. Если Благовещение выпадает на Страстную неделю — растительное масло. Накануне Вербного воскресенья — в Лазареву субботу — рыбу есть нельзя, но можно икру. Растительное масло позволено употреблять также в дни особо чтимых мучеников и святых, таких, например, как сорок Севастийских мучеников. В деревнях в этот день пекли из теста особые изделия, по форме напоминающие жаворонков, как символ скорого прихода весны.

 В радостном ожидании светлого Христова Воскресения верующие  люди тщательно  подготавливают свою душу и тело для этого светлого праздника семинедельным  постом  и особенно близко стараются быть сопричастным  Богу в страстную седмицу.

Пасха -главный христианский праздник.

В дни страстной седмицы

Самый тяжелый период поста приходится на последнюю Страстную неделю, посвященную страданиям и смерти Иисуса Христа. Каждый ее день носит название Великий или Страстной. Особенное значение имеют четверг, пятница и суббота. В Страстной четверг церковь вспоминает тайную вечерю, в этот день в храмах читают «Историю страданий Христовых»: от предательства Иудой до смерти и погребения. Во время службы прихожане стоят с зажженными свечами, от которых затем принято зажигать огонь в домашних лампадах и хранить их до Пасхи. В Великий четверг убирают дом, пекут куличи, начинают красить яйца, готовясь к Светлому воскресению. В Страстную пятницу из церкви выносят плащаницу (полотнище с изображением лежащего в гробу Иисуса) и совершают так называемый чин погребения Христа. В этот день не полагается ничего есть, как и в Великую субботу.

В субботу, после вечерней службы и литургии, в храмах освящают яйца и куличи, священнослужители меняют темные облачения на белые пасхальные. В воскресенье наступает главный христианский праздник — Пасха, установленный в память о воскрешении Христа.

Пасха -главный христианский праздник.

Протоирей Олег Викторович Стеняев

Взгляд протоирея Олега Стеняева — писателя, богослова, публициста, проповедника и миссионера  на  значение праздника Пасхи.
 В преддверии великого праздника он рассуждает о пяти главных причинах Воскресения Христова.

Пять причин Воскресения

Протоиерей Олег Стеняев

Христос воскресе,  воистину воскресе. Пасха, Воскресение Христово. В сей день небо и земля торжествует. Сказано в Писании, что Христос предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Это послание к римлянам,  4-я глава 25-й стих.

Поясним значение этих слов. Когда Христос умирал на кресте, то и друзья его и враги стали ждать: примет ли Бог-отец эту немыслимую жертву. И когда на третий день Бог — отец воскресил сына своего из мертвых —  это было свидетельство того, что жертва за наши грехи и преступления принята. И мы оправдываемся Воскресением Иисуса Христа: он не только умер за грехи и преступления наши, но и воскрес ради нашего оправдания.

Поговорим о пяти основных причинах, для чего Христос воскрес из мёртвых. В Евангелии от Луки (24-я глава 46-й стих) сказано: «Так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». Что значит «так надлежало»? То есть всё это было в замысле Божественного домостроительства нашего спасения.

Итак, какой смысл мы видим в страданиях и Воскресении?

Правосудность

И первая причина, почему Христу надлежало воскреснуть – эта причина заключается в том, чтобы засвидетельствовать божественную правосудность. Божественная правосудность  защищает тех, кто смирил себя ради Бога. О Христе сказано, что он смирил себя до смерти, и смерти крестной. Вот что говорится в Евангелии от Луки 1-52  «Низложил сильных с престолов и вознес смиренных». Если Христос смирился, и смирился до смерти крестной, то Бог- отец, воскресив его из мертвых, засвидетельствовал свою правосудность. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Вера

Во вторых, чудо Воскресения происходит для того, чтобы оставить нас в Вере. В Священном Писании (второе послание коринфянам 13-я глава 4-й стих) сказано: «Хотя он и распят в немощи, но жив силою Божиею». Он жив прежде всего в наших сердцах, мы верим в Воскресшего Христа. И в связи с этим можно вспомнить такие слова апостола Павла (1 коринфянам, 15-14): «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и Вера наша».

Чудом Воскресения Христова Вера наша обретает подлинное значение. Ибо тот, кто воскрес, тот воскресит и нас, верующих в него. И мы верим в силу крови Иисуса Христа. Ведь он и умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Вот какие слова мы находим в псалтири (29-й псалом 10-й стих):  «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу». Нет никакой пользы в крови пролитой, если, сойдя в могилу, проливший кровь не воскреснет. Но Христос воскрес, и в этом раскрывается великое значение его крестного подвига и сила его крови. Потому что смерть не могла удержать в своих объятиях того, кто сам есть источник жизни. Во время Пасхи мы много говорим о чуде Воскресения Иисуса Христа, но для меня, как для человека, читающего  Священное Писание, чудом является смерть Христа. Бог есть тот о котором сказано: «мы им живем, движемся и существуем. Он сам есть жизнь, и когда жизнь умирает на кресте ради человека и ради нашего спасения- это непостижимо. Но это акт божественной любви. И смерть, очевидно, не могла долго удерживать Христа в своих объятиях.

Надежда

Таким образом, вера в Воскресение Христово, празднование Пасхи укрепляет и саму нашу Веру и нашу надежду. И вот о надежде мы будем говорить как о третьей причине, почему Христос воскрес. Это было сделано для того, чтобы усилить нашу с вами надежду. Усилив Веру, он решил усилить и нашу  надежду. В связи с этим мы читаем первое послание коринфянам (15-12): «если же христе проповедуется что он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?». Это  действительно укрепляет нашу надежду на собственное воскресение. Истина о том, что Христос смертью смерть попрал и сущим во гробех живот даровал. Таким образом христианин воспринимает смерть как некую епитимью от Господа. Последнюю епитимью, которую человек должен понести. И когда для нас гаснет свет этой жизни, мы входим во свет Христов.

Порядок жизни

Четвертая причина, почему Христос воскрес. Это было сделано для того, чтобы упорядочить жизнь верующих в него христиан. И об этом мы читаем в Священном Писании (послание к римлянам 6-я глава, 4-й, 9-й, 11-й стих). Здесь говорится: «Как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни… Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает… так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми для Бога». Чудо Воскресения преображает нашу жизнь, чтобы мы ходили в  обновленной жизни. И это чудо, которое дарует нам нравственное и моральное  собственное воскресение. То есть, подлинная жизнь во Христе и со Христом. Подлинное воскресение духовное начинается не за гробом, а именно в этой, временной жизни.

Добро

Пятая причина, для чего Христос воскрес. Мы читаем: «Так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». Почему это надлежало ему? Это было сделано по следующей причине: подобно тому, как он претерпел зло смерти ради избавления нас от зла греха, таким образом он был прославлен в Воскресении ради пробуждения нас к добру.

Человек не может творить подлинное добро, пока он не решит вопрос с прежде содеянными грехами. Они все будут нависать над ним, они всё время пытаются нагнать нас и навести на предательский удар в спину. Но будучи оправданы кровью Иисуса Христа, мы свободны от власти греха, от власти дьявола и от власти страха смерти. И в день Великой Пасхи, когда многие люди буквально съедаемы от грядущих на Вселенную ужасов, мы торжественно возглашаем, что смерти нет, а есть жизнь во Христе и со Христом, которая торжествует для всех верующих в него.

Мы знаем, где похоронен Карл Маркс, мы знаем где пребывает в мавзолее, в пространстве чуть ниже земли Ульянов-Ленин, мы знаем где похоронен основатель религии Ислама – это Медина, мы знаем где похоронены многие и многие исторические деятели. Но есть гроб Господень в Иерусалиме, который пуст, потому что наш Господь воскрес. И все умершие лежат в своих могилах и ожидают Суда Божия над собою, когда Господь воскресит их и приведет на суд. Но наш Господь жив, он жив для каждого из нас, потому что всё, что он делал — он делал нас ради человека и нашего ради спасения. И он желает поделиться своей жизнью с каждым из нас. В день Суда праведные будут объяты божественным светом, а нечестивые будут пребывать в помрачении.

Пасха — это источник нашей надежды, это источник нашей Веры, это источник нашей любви. Потому что тот, кто оправдывает нас от всякого греха и преступления,  вызывает в сердце нашем колоссальную любовь. Бог предоставляет милостиво нам возможность начать жизнь сначала, с чистого листа. И от Пасхи мы переживаем этот призыв начать жизнь заново, ибо воскресение — это преодоление смерти.

Каждый религиозный праздник является неким призывом к нашей совести. Так праздник Рождества Христова вопрошает нас: а родились ли мы свыше? Праздник Преображения Господня вопрошают нас: а преобразилась ли жизнь наша в боге и с богом? Какой смысл несёт Праздник Пасхи? Он призывает нас совоскреснуть со Христом, дабы ходить в обновлённой жизни.

Пасха торжествует над планетой.  Смерти нет, она в испуге бежит прочь. Христос воскресший — залог вечного воскресения для всех верующих в него. Христос воскресе. Воистину воскресе.

В сей нареченный и святый день, исполненный пасхальной радости и дивного света, из уст в уста, от сердца к сердцу передается жизнеутверждающее благовестие:

Святейшего Патриарха Кирилла

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими словами мы исповедуем непоколебимую веру в Того, Кому в Страстную пятницу предстояли у Креста, Кого вкупе с учениками и женами-мироносицами оплакивали, молясь перед Плащаницей. Сегодня же вместе с Ангельским Воинством, являя единство Церкви земной и небесной, торжественно возглашаем: «Днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен» (Канон Пасхи, ирмос 4-й песни).

Пасха Господня — ярчайшее свидетельство премудрости Божией и безмерной любви Творца к человеческому роду. Начало истории, как мы знаем, было омрачено духовной трагедией: падением прародителей двери Рая были затворены для людей, а страдания и смерть стали с тех пор неизбежным последствием греховности человека. Но, утратив общение с Богом — Источником жизни, люди не лишились Его благости и любви.

Вместе с тем, как пишет Николай Кавáсила, святой XIV века, «любовь Божия была безмерна, а знака, коим бы выразить ее, не было» (Семь слов о жизни во Христе. Слово VI). Любовь обнаруживает себя в совершении добра ближнему и в готовности добровольно претерпевать за него трудности, стесненность и даже страдания, и Спаситель являет и то, и другое. Воплощением Своим Он обновляет поврежденную грехом человеческую природу, Крестным же подвигом избавляет нас от власти зла. «Так мы получили жизнь во Христе, — заключает преподобный Ефрем Сирин, — Тело Господа вкусили вместо плодов древа… праведною кровью Его омыты от проклятия и чрез надежду воскресения… живем жизнью Его» (Толкование на Четвероевангелие, 21).

Воскресение Спасителя открыло человечеству врата Царствия Небесного и наполнило наше земное бытие непреходящим смыслом. Господь даровал Себя всем верующим в Него как образец добродетели и приобрел нетление, дабы по Его стопам шли и все спасаемые, как пишет о том преподобный Максим Исповедник (Амбигвы, 42). А для этого мы должны уже здесь, на земле, научиться дышать воздухом вечности, совлекаясь ветхого человека с делами его (Кол. 3:9), устрояя свою жизнь по Евангелию и участвуя в Таинствах Святой Церкви — наследницы великих обетований Божиих.

Вера в Воскресение Спасителя угашает пламя житейских треволнений и позволяет возвыситься над мирской суетой, помогает отвергать соблазны греха и преодолевать различные страхи. В ответ на Божественную любовь мы призваны являть «любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). В ответ на Его милосердие — оказывать милость окружающим нас людям. В ответ на Его попечение — заботиться об устроении общественной жизни в согласии с высокими евангельскими идеалами.

Пасхальное торжество, преодолевая национальные и государственные границы, духовно объединяет миллионы христиан, проживающих в разных странах. Сей многоголосый земной хор вместе с сонмом бесплотных Сил Небесных воздает хвалу Господу Иисусу, за всех пролившему Свою Кровь и живоносною ценою искупившему мир (Октоих. Глас 6, стихиры в субботу утра).

Это благодарение из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие победно звучит по всей земле — звучит несмотря ни на какие искушения, трудности и испытания. Не прекращается оно и сегодня, когда мир страдает от губительного поветрия.

В нынешнее непростое время особенно важно поддержать тех, кто болен и немощен, кто скорбит из-за утраты своих родных и близких, кто лишился средств к существованию, кто не может прийти в храм. Окажем посильную помощь страждущим, не пройдем равнодушно мимо тех, кто нуждается в человеческом участии, внимании и заботе.

Совсем недавно из-за эпидемических мер многие из нас не могли посещать богослужения. Приобретенный нами опыт показал, сколь важно ценить и использовать любую возможность для того, чтобы участвовать в совместной молитве, в богослужениях и святых Таинствах, наипаче же — в Божественной Евхаристии, Которая соединяет нас со Христом и друг с другом.

Пасха -главный христианский праздник.
Top
Прокрутить вверх
Пролистать наверх